Она из джаза14
– Саша (мы давно знакомы, поэтому я позволяю себе так обратиться к Александре. – Прим. авт.), напомните ваш даугавпилсский период жизни…
– В Даугавпилсе я родилась и выросла, училась в Русском лицее, много лет играла на фортепиано под руководством горячо любимой мною Натальи Башкатовой, немного пела в студии Ирины Гринберт. Заводила друзей, играла с младшими родственниками, мечтала стать археологом, обычное такое веселое детство. В 17 лет окончила школу, поступила в Латвийский университет, уехала в Ригу и в ней осталась.
– Чем вы занимаетесь сейчас? Расскажите о вашей джазовой жизни.
– По первому образованию я маркетолог и пиарщик. Этим и занималась много лет, работая в сфере рекламы, туризма и переводов. Параллельно с этим последние три года читала лекции на тему менеджмента проектов, в основном – культурных, а также на тему продюсирования музыкальных проектов для магистрантов джазового отделения Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витола.
Джазом увлеклась давно, еще в Даугавпилсе, случайно пришла учиться его петь и получила на первом занятии в подарок альбом Оскара Питерсона, канадского джазового пианиста. Влюбилась в жанр, стала много слушать, начала помогать с организацией джазовых вечеров в одном рижском клубе, потом стала менеджером группы Pieneņu Vīns, написала магистерскую работу о специфике джазовой общины в Латвии и наконец встретила друзей, с которыми вместе мы основали Wise Music Society – ассоциацию, помогающую слушателю найти свою музыку, а джазовому музыканту – своего слушателя. Вместе с ребятами мы организовали парочку фестивалей, конкурсов, много больших и маленьких мероприятий, в основном направленных на защиту и продвижение латвийских джазовых музыкантов. Самые большие наши проекты сейчас – это Международный день джаза, празднуемый во всем мире по инициативе UNESCO, мы же начали отмечать его в Латвии в 2014 году и с тех пор собираем по 20–30 мероприятий в конце апреля каждый год, устраивая профессиональный праздник, и единственный в стране виртуальный гид по джазовым мероприятиям JAZZin.lv, ежедневно выходящий в виде афиши.
– Я слышала ваш разговор с Илоной Яхимович на LR4, в нем речь шла об издании сборника стихов и диска, где тоже звучат ваши тексты. Книга и диск вышли? Как вы вообще стали поэтом?
– Нет пока ни книги, ни диска, к сожалению; но это совсем не недостижимые мечты. Преимущество моей работы в том, что я знаю типографию, где определенно хотела бы напечататься, человека, которому непременно поручила бы дизайн обложки, студию звукозаписи, в которой записался бы диск, опять же – типографию для печати альбома, дизайнера, звукоинженеров, несколько мест, в которых представляю себе презентацию... Недостаток моей работы в том, что я могу составить очень точную смету на это всё…
– То есть получается дорогое удовольствие?
– Дороговизна – понятие относительно, но в целом да, недешево получается… Нельзя сказать, что я в какой-то определенный момент решила «стать поэтом», потому что я не могу сказать, что я им стала. Я просто пишу какие-то тексты (на трех языках. – Прим. авт.), которые из-за ритма и рифмы принято называть стихами, лет 20 (если верить родителям, немного больше), просто раньше не было желания и необходимости кому-то это все показывать, поэтому об этом практически никто не знал. Не так давно мои ближайшие друзья начали подстегивать делиться тем, что пишу, так произошла первая серия разговоров с издательствами, а благодаря идее одного из друзей, в итоге родился проект, в котором я свои стихи еще и озвучиваю. Делает ли это все меня поэтом теперь или делало ли раньше? Я пишу просто потому, что иногда не могу не писать, совершенно без определенных целей.
Хотя, если говорить про цели, с другой стороны, все началось несколько лет назад с того, что один мой друг написал музыку, а я написала к ней текст, мы записали это и переслали запись нескольким нашим друзьям. И когда у одного из них в жизни многое пошло не так, он однажды ночью шел пешком из Юрмалы в Ригу несколько часов и слушал эту нашу композицию про весну на репите. Может, все вообще ради этого. Слышишь пару таких историй и уже понимаешь, что все это – не зря.
– Ваш нынешний проект называется KLAUSIES. СЛУШАЙ. LISTEN. Пару слов о нем.
– После озвученной несколькими друзьями идеи появился практически спортивный интерес – смогу я, не будучи актрисой и без поставленной дикции, выйти из зоны комфорта и сама читать тексты под музыку? С выбором жанра вопросов не было: джаз так многогранен, что я была уверена, что найду подходящую грань. Зато музыкантов уговорить на это было сложнее: несмотря на то что много лет с ними работаю, поначалу никто не соглашался осуществить такую идею, но я обратилась к саксофонисту Томсу Рудзинскису за советом. Томс с воодушевлением взялся за эту затею, подключив свое трио, состав которого иногда меняется, но в него неизменно входят лучшие джазовые музыканты страны.
Мы выступаем в жанре spoken word, который по-русски иногда называют мелодекламацией, хотя это не совсем декламация, просто стихи на трех языках, прочитанные вслух под импровизированный джаз. Стихи, которые очерчивают музыку, и музыка, которая дополняет стихи. Две вещи, которые я всегда, любила, способные действовать вместе, – этот проект определенно делает меня счастливой. Ну и название придумалось уже в тот момент, когда проект и состав уже были и пришло время делать афишу для первого концерта: я не смогла придумать, как красивым одним словом описать всю ту атмосферу, что происходит на сцене, поэтому просто: мы читаем и играем, а ты – слушаешь.
– Вы следите за жизнью в Даугавпилсе? Как развивается город?
– На самом деле в разговорах с коллегами и друзьями все чаще проскакивают печальные нотки: наша страна излишне централизованна даже для европейской страны. И происходящее в Даугавпилсе всестороннее развитие – от Центра Ротко и центра любознательности Zinoo до кафешек, ресторанчиков и творческих помещений – не может не радовать, это пусть небольшие и не очень быстрые, но шаги к новым рабочим местам, развитию туризма, развитию интересов даугавпилчан и децентрализации. В Даугавпилсе у меня большая часть семьи и несколько друзей, я приезжаю и люблю слушать их истории о том, что жизнь кипит, – это здорово, когда все происходит. Приятно, когда все развивается, приятно, что можно рассказывать друзьям и знакомым, которые никогда не были в Даугавпилсе, о городе с гордостью и помогать им разрабатывать маршрут, когда они решают приехать сюда на выходные…
– Вы готовы вернуться в Даугавпилс? И если да, то на каких условиях?
– Я вообще не могу обещать, что готова где-нибудь осесть. Возвращение в Даугавпилс на данный момент не рассматриваю, поскольку прямо сейчас мне интересно быть в Риге и заниматься тем, чем я занимаюсь. Если в какой-то момент жизни мне покажется, что мне интересно быть в Даугавпилсе и я буду в нем чувствовать себя хорошо – возможно, вернусь. Правило «там хорошо, где нас нет» всегда работает, поэтому я не хотела бы привязывать себя к местам и городам: всегда есть вероятность того, что мне будет чем заняться и за пределами Латвии; с другой стороны, так же велика и вероятность того, что я навсегда останусь в Риге.