Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

О СЭЗ и бизнес-культуре человеческим языком6

О СЭЗ и бизнес-культуре человеческим языком
Ситуация: за стол с чаем и печеньками, организованный СМИ, садятся известный бизнесмен, депутат Сейма, депутат краевой думы и еще несколько других персонажей. На повестке дня: Латгальская СЭЗ. Короткий брифинг и… понеслась бредятина.

Начиная с первых чисел этого года, в нашем регионе начала действовать программа Латгальской специальной экономической зоны, которая подразумевает значительные налоговые льготы для предприятий с хорошим потенциалом дохода. Однако, как это у нас принято, вместо того, чтобы изучить новые возможности и сделать пару звонков знающим людям, в масс-медиа начинается депрессивное кудахтанье.

 

Поле брошенное, заброшенное…

 

Заявленная территория Латгальской СЭЗ, на которой почти не придется платить налог на доход предприятия и налог на недвижимость (-80%/-80%), составляет 727 кв. км, что соответствует площади 10-ти Даугавпилсов. Размеры, мягко говоря, не маленькие, но тут, как оказалось, для некоторых загвоздка кроется в самом слове «территория».

 

Пару месяцев назад информационное агентство «Росбалт» решило устроить «круглый стол» для «экспертов», куда в числе прочих были приглашены Александр Гришуленок (председатель правления Латгальской финансовой компании), Иван Рыбаков (депутат Сейма, «Согласие») и Евгения Кущ (депутат Лудзенской краевой думы, «Согласие»). После сказанное умными ртами было растиражировано по всей Латвии, а копи-пасту можно было найти и в республиканских, и региональных изданиях.

 

Если коротко, то упомянутые выше товарищи устроили отличную дезинформацию: пробубнили, что к уже существующим предприятиям нововведения не относятся, перепутали территорию новой СЭЗ с территорией свободных портов, в очередной раз напомнили про неспособность решить проблемы без помощи России (в сторону которой мы «бряцаем оружием») и посетовали на непробиваемую бюрократию. Но для смазки все же добавили: «Польза закона в том, что есть повестка дня».

 

Когда ваш покорный слуга связался с Владиславом Станкевичем, управляющим Латгальского центра предпринимателей, то его реакция на упомянутое выше была очень простой: «Это абсурд!». Как оказалось, территория СЭЗ не будет локализована в какой-то одной специально отведенной зоне. В этом и есть одно из важнейших отличий от фри-портов или Резекненской СЭЗ. И переносить производство никуда не нужно. Если на месте можно заниматься коммерческой деятельностью, то можно считать, что полдела сделано. Конечно, для присвоения статуса СЭЗ бизнесменам нужно будет подать заявку, бизнес-план, данные о происхождении средств и соответствующие удостоверения. Но проверка всех этих документов, согласно регламенту, должна состояться в течение 30 дней.

 

Кстати, представители Латгальского региона планирования сейчас только тем и занимаются, что разъезжают по городам региона и пытаются объяснить местным людям, как эта самая СЭЗ будет работать. Но, судя по всему, кататься придется очень часто, ведь всевозможные «специалисты» уже неплохо подпортили воздух.

 

Бизнес-культура в зародыше

 

В этом году был дан старт не только Латгальской СЭЗ, но также программе бизнес-инкубаторов. А если еще учесть, что свою активность все чаще проявляет госагентство финансирования Altum, то и вовсе вырисовывается уж совсем идиллическая картина помощи от государства. Но на деле, конечно, все не так красиво. Ситуация и в стране и в регионе очень сложная, тем более что в прошлом году в Латвии был впервые зафиксирован отток внешних прямых инвестиций – минус 190 миллионов евро. А это далеко не самый хороший знак. Хотя у руководителя Даугавпилсского бизнес-инкубатора Андрея Зелча на этот счет несколько иное мнение.

 

«В свое время все говорили о „Балтийских тиграх” – это были 2005-2007 годы, когда по внешним инвестициям все было отлично, – разъясняет А. Зелчс. – Но если посмотреть непредвзято, то куда и откуда шли эти инвестиции? В недвижимость, в логистику, в торговлю, в банковскую сферу. Честно говоря, далеко не в самые стабильные отрасли экономики. Говорить о любых инвестициях в Латвии нужно очень сдержанно. Раньше сюда приезжали россияне с чемоданами денег и говорили „я хочу инвестировать”. Но то было бегство капитала, которое теперь не очень удобно из-за новых законов».

 

Руководитель бизнес-инкубатора также с досадой отметил страх латвийцев перед реализацией своего дела. 

 

«Одна из наших самых больших проблем – Латгалия, да и Латвия в целом, уникальны своей боязнью по части кражи бизнес-идей. Мне кажется, что размышлять о чужом копировании вообще не стоит. Мы живем в такое время, когда проворные китайцы замечают все очень быстро и потом делают это в 5 раз быстрее, в 5 раз дешевле и в 105 раз больше. Что бы у вас там ни было, они быстрее вас выйдут на рынок, и в глазах потребителя вы будете выглядеть подражателем, а не они. Пример: Apple создал Iphone. Модель купил кто-то из людей Samsung. Samsung разобрали Iphone и посмотрели, что там внутри, после чего создали свой Galaxy. В современном мире это происходит с любым продуктом».

 

Помимо прочего, Андрей Зелчс отметил упорное нежелание жителей Латгалии вкладывать в маркетинг: 

 

«Если думать в категориях „из уха в ухо”, то вас никто и никогда не заметит. Но если мы возьмем тот же пример Valmiermuiža, то мы увидим, что порой достаточно лишь пару раз удачно заявить о себе, и вы уже известны на местном и иностранном рынках. Просто не нужно думать, что ваш продукт супер-уникальный и этого достаточно. Даже если это так, попотеть для его продвижения все равно придется».

 

Мы очень часто сетуем на бюрократию и тугой язык закона, хотя на деле оказывается, что мы сами не редко участвуем в усложнении своей жизни, в этаком мифотворчестве вавилонского языка. Со стороны все это очень походит на осознанное распространение какой-то психической болезни. И тут начинает казаться, что депрессия – расстройство на самом деле заразное и вполне удачно передающееся через сарказм, тупость и напускной цинизм. Очевидно, что сейчас в зимнем воздухе над Латвией витают не только бациллы гриппа, но и бациллы экономического уныния. Так что мойте руки, избегайте контактов с больными и принимайте все меры по профилактике!