Одна из пользователей портала Facebook рассказала на своей страничке, что была поражена письмом от СГД, в котором говорилось, что она должна зарегистрировать свою коммерческую деятельность или дать объяснение, почему этого не делает.
А все дело в том, что она в 2015 году послала пять посылок для родных и детей, оставшихся в Латвии, с разными вещами, в том числе с детской одеждой и обувью. При этом женщину возмутило то, что ей предложили приехать для объяснения в Кулдигу, где она не задекларирована и не проживает.
Размещенное в социальной сети письмо возмутило и читателей. «Полный бред! Где мы живем? Куда это государство идет?» – написал один из пользователей интернет-сети. Другая женщина написала: «Ужас. Совсем стыд потеряли. Занимаются такими мелочами, а там, где за ночь миллионы воруют, там ничего…» Другая же выразила удивление: «Серьезно?! Государство не перестает удивлять!»
Комментариев, конечно, было гораздо больше, и все они были полны возмущения по поводу действий СГД.
Правомерны ли действия СГД?
Мы же решили обратиться в налоговую инспекцию, чтобы выяснить, чем обоснованы действия СГД. Как пояснила представитель СГД Эвита Тейце-Мамай, законодательство предусматривает, что каждый житель еще до начала хозяйственной деятельности должен зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика. Что касается хозяйственной либо коммерческой деятельности, то ими считаются любые действия, направленные на получение дохода. Закон также определяет, что для физического лица хозяйственная деятельность квалифицируется, если в период таксации данное лицо совершило три и более сделок. В конкретном случае пять посланных посылок могут свидетельствовать о том, что они отправлялись с целью осуществить предпринимательскую деятельность и получить доход.
– Не секрет, что многие жители Латвии занимаются е-коммерцией, но по разным причинам не регистрируют свою хозяйственную деятельность в СГД и не платят налоги. А за это закон предусматривает соответствующее наказание. Однако вопреки распространенному в обществе мнению, что если налоговая инспекция занялась человеком, то штраф будет неизбежным, в реальности это далеко не так. Служба госдоходов, получив информацию о возможной предпринимательской деятельности физического лица, ее оценивает и приглашает человека дать свои пояснения, чтобы он мог аргументированно пояснить, что не занимается коммерцией. Но если факты будут свидетельствовать, что действия частного лица направлены на получение дохода, ему будет предложено зарегистрироваться в качестве коммерсанта, самостоятельно выбрав режим оплаты налогов. Надо отметить, что в распоряжении СГД есть информация о количестве сделок, совершенных в 2015 году.
Что касается конкретного случая с предложением обратиться лично в Кулдигский центр обслуживания клиентов СГД, то можем пояснить, что после создания специализированных структурных подразделений перестало быть важным, где задекларирован клиент. Но важно, чтобы он связался со специалистом СГД, который подготовил запрос. Это можно сделать любым удобным для клиента способом. В письме всегда указывается номер телефона, по которому можно связаться с налоговым инспектором и получить ответы на интересующие вопросы, – пояснила Эвита Тейце-Мамай.
Денежный перевод – коммерческая сделка?
Автор еще одной публикации Светлана выразила негодование по поводу того, что СГД облагает налогом в 23% (налог на добавленную стоимость. – Прим. авт.) посылаемые из-за границы денежные переводы. Это притом что работающие в той же Англии или Ирландии исправно платят налоги и посылают собственные деньги родным или родственникам. Светлана, живущая и работающая в Лондоне, считает, что СГД поступает нечестно, облагая налогом денежные переводы. Она подчеркивает, что живущие за границей латвийцы ежегодно подогревают экономику Латвии почти на 600 000 евро (данные Банка Латвии. – Прим. авт.), или на 2,5-3,7% от ВВП. При этом Светлана отмечает, что не у всех живущих в Латвии родных есть собственные счета, например, у детей, у пожилых родителей. Поэтому многим приходится перечислять деньги на счета более дальних родственников или знакомых. Но теперь, когда денежные переводы начали облагаться налогом, едва ли кто захочет перечислять эти деньги на счета латвийских родственников, уверена Светлана.
Из ее рассказа можно понять, что на протяжении нескольких лет она посылала деньги из Лондона на счет своей двоюродной сестры для родных – детей, родителей, у которых либо нет собственного счета в банке (в частности, детей, бабушки), либо кто-то из близких оказывался на больничной койке и не мог самостоятельно снять деньги со своего счета. Поэтому деньги и переводились на счет двоюродной сестры. В итоге СГД «накрутила» налог «по полной программе», не учтя, что деньги посылались для оплаты лечения родных Светланы. Двоюродная сестра в это время сама оказалась в больнице и не смогла вовремя обжаловать решение налоговой инспекции. В итоге налог вместе со штрафными санкциями получился весьма внушительным – более 20 000 евро!
«После такого всякое желание посылать деньги родным в Латвию отпадает», – подводит итог Светлана.
Согласно латвийскому законодательству, денежные переводы не облагаются 23-процентым налогом, если их получателем являются родственники до третьего колена (правнуки, внуки, дети, родители, прародители). Также налогообложению не подлежат переводы на четвертых лиц, которые предназначены для оплаты лечения. В конкретном случае двоюродная сестра Светланы обязана была предоставить СГД должные аргументы о том, что деньги перечислялись на ее счет, чтобы оплатить ее лечение или лечение родных Светланы. Очевидно, что этого сделано не было. В таком случае денежные переводы считаются коммерческими сделками и облагаются 23-процентным налогом. Но платить налог должен не тот, кто отправляет деньги, а получатель.
– Закон предусматривает, что СГД обязана контролировать все сделки, в том числе, подчеркну, и в интернет-среде. А на разговоры в обществе о том, что в отличие от мелких частных лиц, крупных налоговых мошенников никто не трогает, могу заверить, СГД контролирует и тех и других. Разница лишь в специфике. Не понимая этого, люди, получая письма от налоговой инспекции с просьбой дать объяснения, переходят на эмоции и свое возмущение начинают высказывать публично, даже не пытаясь идти законным путем. Итог из-за продолжительного бездействия бывает очень неприятным. А ведь в случае своевременно предоставленных аргументов ситуацию можно было бы разрешить в считанные минуты.
Однако, что касается конкретного случая с переводами, то СГД никаких комментариев дать не может – социальные сети не гарантируют идентификацию конкретного лица. Впрочем, даже если бы нам было известно конкретное лицо, то все равно какие-либо комментарии мы не смогли бы предоставить общественности, так как это запрещено ст. 22 (конфиденциальность) Закона «О налогах и пошлинах», – отметила специалист по связям с общественностью СГД Кристине Аугсткалне-Яунберзиня.
О чем нужно знать уличным торговцам
Оба случая, широко обсуждаемых в социальных сетях, вызвали определенный переполох и среди мелких рыночных торговцев. Например, среди тех, кто на рынке в районе Кожзавода в Даугавпилсе торгует солениями-варениями, яблоками с собственной дачи, старыми книгами и так далее. Но, как пояснили в СГД, этим мелким торговцам беспокоиться не о чем.
– За торговлю личными вещами, в том числе и через Интернет, налог не взымается. Никто не станет тревожить человека, если он решил продать пару туфель, которые оказались ему негодными, или подержанный детский велосипед. Но если лицо постоянно занимается продажами через Интернет, то это совсем другое дело. В свою очередь, люди, которые выращивают на своих 6 сотках сельхозпродукцию и продают ее на рынке, собирают в лесу грибы и ягоды, которые также реализуются на рынке, тоже не должны платить налог. Но при одном существенном условии: сумма дохода от этой деятельности не должна превышать 3000 евро в год, – пояснила Кристине Аугсткалне-Яунберзиня.