Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Амбиции довели до «Точки»

Амбиции довели до «Точки»
У этой истории есть своя предыстория. На празднике улицы Ригас, который проходил 17 сентября, многие наверняка обратили внимание на эффектную молодую женщину, демонстрировавшую шаманское пение в сопровождении Театра огня. Исполнительницу зовут Полина Логачёва, она москвичка, окончила в Москве Международный славянский институт имени Г. Р. Державина по специальности «актерское искусство»; изучала разные виды танцев и пения, играла в театре и кино, работала моделью.

А потом Полина вышла замуж за жителя Висагинаса Алексея Уразова, у них родилась дочка Фрейя, названная так в честь богини любви в германо-скандинавской мифологии, и вся семья в Висагинасе и обосновалась. Знакомство Полины с режиссером, руководителем Даугавпилсской театральной лаборатории Виктором Янсоном привело к сотрудничеству, участие в празднике улицы Ригас – лишь одна из его граней. Сейчас идет работа над совместным спектаклем «Сказка о золотом петушке» по мотивам произведения А. С. Пушкина, но об этом – как-нибудь в другой раз.

 

Автору этих строк Виктор сказал: «Надо познакомиться с Лешей, мужем Полины. Он в Висагинасе создал удивительную арт-резиденцию «Точка». Надо – так надо, и мы поехали в гости к соседям.


Босоногий солнцепоклонник

 

Амбиции довели до «Точки»
Алексей встречает нас в арт-резиденции и предлагает прогуляться – Фрейе перед сном нужен свежий воздух. Я вначале украдкой, а чуть позже и довольно бесцеремонно разглядываю Лешу. Колоритен, особенно на улицах городка с населением в 20 тысяч, основную часть которого составляют пенсионеры и мамы с детьми, чьи отцы работают за границей. Уже три года Алексей практически в любую погоду ходит босиком. Говорит, что привык, на здоровье не жалуется. Не ест мяса, не употребляет алкоголь. Раньше ел и употреблял, случалось, что и злоупотреблял, но это всё в прошлом. Сейчас Уразову 33 года, в 30 лет он сделал первую татуировку, теперь их много. «И буду продолжать зарастать», – обещает он. Из того, что удается увидеть – дерево жизни, лотос, змей, кусающий себя за хвост, птица Феникс, инь-янь и т. д. На руке просто написаны слова, обозначающие важные понятия.

 

– Вы спрашиваете, как реагирует на меня город? С некоторым опасением. У меня бурное прошлое, я бы сказал – анархическое, многие об этом помнят, ведь Висагинас – по сути мой родной город, меня привезли сюда, когда мне было три года. Я был готом, панком, рэпером, прошел через многие субкультуры. Джим Моррисон и Курт Кобейн – вот мои бывшие идолы. Теперь идолов нет. И в один момент я понял: не надо бороться с системой, она же отвечает тебе тем же – тоже борется. Мое божество – солнце, без солнца нет жизни. Я ему улыбаюсь и говорю «спасибо», больше никаких ритуалов. Я просто солнцепоклонник, – рассказывает Алексей.

 

Еще немного биографических подробностей. Леша рано заразился работой с детьми: в 15 лет возглавлял клуб ролевых игр, в котором занималось не менее 70 человек, все активно бегали по лесу (благо, лес в Висагинасе на каждом шагу) и махали самодельными мечами. В 19 лет Уразов, как он говорит, «уехал кататься по Европе»: Италия, Великобритания, Кипр. Разная работа, разный опыт. Некоторое время провел в Москве. «В Москве я был менеджером, прямо, как герой многочисленных сериалов. Но этот огромный город меня съел, я стал психовать, прятаться от людей и … вернулся в Висагинас», – так сейчас говорит Леша. Вернулся и стал снова работать с детьми в местном Доме творчества. Педагогического образования, как, впрочем, и иного высшего у Алексея нет, он убежден, что многие профессии можно изучить самому, особенно в наш век высоких технологий.

 

Амбиции довели до «Точки»
 
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

 

За реформу хотели уволить

 

Собственно, в Доме творчества Уразов создал свою первую «Точку» – место, где могли собираться подростки. Там были пространство для живописи, кинозал, кафетерий. «Нам всё разрешали, но в один момент сказали «хватит» и процесс отключили. И тогда я написал «реформу», эмоциональный такой текст, более 30 страниц, и пошел с ним в самоуправление. Мне там аплодировали, а директор Дома творчества потребовала моего увольнения. Я теперь понимаю, что поступил грубо - через ее голову обратился наверх", – вспоминает Алексей.

 

Конфликт удалось погасить, в начале же минувшего лета Уразову позвонили и предложили пятиэтажное помещение, где ныне и располагается арт-резиденция «Точка». В течение лета удалось как-то обжиться, но работы впереди еще очень много. Представление о «Точке» дает фоторепортаж, который прилагается к заметке. От себя замечу, что место атмосферное, располагающее к небытовым разговорам и размышлениям, лишенное академизма и согретое дружеским теплом – что еще надо юным людям? Лучше дать слово Алексею:

 

– Я понял, что могу быть магнитом для разных людей. И мне это интересно. Думаю, что менталитет подростка – это своеобразный центр жизни; если его усвоить, то дальше нетрудно договориться с любыми людьми. Вы же понимаете, из Висагинаса после 12 класса все уезжают; период, когда я могу быть интересен, – школьники с 9-го по 12-й класс. Очень хочу создать в городе особое пространство и внедрить в нем безлидерский подход. Сейчас есть лидеры. В идеале – всё должно работать без нас, чтобы ребята сами всего хотели. Сегодня наш костяк – 20-25 человек, еще несколько десятков регулярно заходят. У нас свобода, но есть строгие правила: исключены алкоголь и курение. Аренда помещения бесплатная, надо лишь оплачивать коммунальные услуги. В год это около 3600 евро, то есть в день надо зарабатывать 10 евро. Думаю, в будущем это нам вполне по силам, мы хотим открыть мастерские по изготовлению сувениров, например, ловушек снов.

 

Амбиции довели до «Точки»

 

Все дни недели в арт-резиденции чему-то посвящены. Понедельник – настольным играм, вторник – музыке, среда – поэзии, четверг – кино, пятница – бизнесу и выбору профессии, суббота – ремеслу.

 

– Вы приехали в среду, в поэтический день. Именно сегодня один парень впервые прочитал свой рэп, для него это важно. Такая вот индивидуальная маленькая победа, – подчеркивает Уразов.

 

Леша тоже прочитал свое стихотворение под названием «Серые в городе», из которого автору этих строк запомнились два стиха: «Людям нужна яркая палитра, серые пол-литра у них уже есть».

 

– Одна из наших задач – вернуть Висагинас Литве. Не открою секрета: нас не очень любят, мы русский город. У нас русских школ больше, чем литовских (три против двух. – Примечание Л. В.). Висагинас иногда забывают отметить на карте страны. Ну, в чем-то мы тут похожи на Даугавпилс… Так вот в «Точке» регулярно проходят уроки литовского языка. Не забываем и про английский, – продолжил рассказ А. Уразов.

 

 

Точка стремится к многоточию

 

Еще в планах амбициозного лидера – создание подобных «точек» в разных городах Литвы и за рубежом. Даугавпилс в этом смысле очень подходит: расположен рядом, близок по языку и менталитету. Леша уже общался с некоторыми активными молодыми даугавпилчанами: нужна организация, готовая создать у себя арт-пространство собственными силами. Дальше – будем дружить домами, то есть «точками». И «точки» вполне могут превратиться в европейское многоточие.

 

Алексей хотя бы в силу возраста юношеским максимализмом не страдает и вполне допускает вариант отъезда c семьей из Висагинаса и Литвы вообще. И даже говорит, что с удовольствием владел бы арт-шопом на Кипре или работал бы реквизитором в Голливуде. Но это – в отдаленном будущем. Пока же он пытается сделать интересной жизнь молодежи в одном конкретном небольшом месте и приглашает к сотрудничеству.

 

Ищите арт-резиденцию «Точка» на Facebook: art.lab.point.

 

Амбиции довели до «Точки»
 
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

         
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

         
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

         
Амбиции довели до «Точки»
 
Амбиции довели до «Точки»
 
Амбиции довели до «Точки»

         
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

         
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

         
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»

 
Амбиции довели до «Точки»