Мария Наумова: «Я привезу в Даугавпилс новые истории»1
Еженедельник «СейЧас» связался с Марией, чтобы поговорить о предстоящем концерте, возвращении на родину, политике и других важных вещах.
– Название новой программы – «До светлых слез». И так же назывался ваш первый альбом, вышедший в 1999 году, где были песни Раймонда Паулса на стихи Владлена Дозорцева и Михаила Танича. Такое совпадение ведь не может быть случайным?
– Я не верю в случайности. Конечно же, это не совпадение, а закономерность, когда все возвращается на круги своя. Нынешняя программа давно в каком-то виде была в моей голове, и теперь появился прекрасный повод ее воплотить в жизнь. В этом году в сентябре мы с мужем отпраздновали десятилетний юбилей свадьбы. Райтис в день свадьбы подарил мне романс, спел его, и вот я тоже решила сделать ему подарок, спеть романс, а точнее, программу романсов. Это будет не совсем та форма, к которой привыкли люди, ведь многие воспринимают романс только как русский романс. В этой программе мы с музыкантами постараемся показать историю романса – как этот жанр появился, как он путешествовал, как он изменялся. А что касается названия, то одна из первых вещей, написанных для меня маэстро Раймондом Паулсом, похожа на романс и называется «За все грехи». «До светлых слез» – это строка из этого романса-песни. На мой взгляд, романс как раз способствует пробуждению слез, несущих очищение и какую-то радость.
– Осенью у вас выйдет новый альбом «На мосту иллюзий»...
– Да, это уже совсем другая история. Альбом выйдет в ноябре, он записывался во Франции с французскими музыкантами на музыку французского композитора и стихи латышских поэтов. Пока я не хочу более подробно о нем говорить, из суеверия, если хотите: сначала надо закончить работу над альбомом.
– Давайте тогда поговорим о вашем возвращении. Вы много лет провели во Франции, в 2014 году в телефонном разговоре со мной отметили, что Франция дает музыканту более широкие возможности. И вот вы вернулись. Кстати, правда, что вернулись, или это временный приезд?
– На сегодняшний день информация верна, можно сказать, что я вернулась. Музыкальная жизнь не имеет отношения к месту жительства. У меня во Франции появилась команда прекрасных музыкантов, и мы будем продолжать сотрудничество. Момент путешествия здесь не так важен, ведь доехать до Даугавпилса занимает практически столько же времени, как долететь до Парижа. Причины переезда в большей степени связаны не с моей жизнью, а с семьей, образованием ребенка.
– Всем известные страшные события во Франции тоже повлияли на ваше решение?
– Нет, все эти события произошли уже после принятия решения. Я думаю, что подобное может произойти везде в любое время, а дальше уже работает карма человеческая: где ты будешь находиться в тот или иной момент.
– Ваш сын Артур пошел в первый класс?
– Нет, мы пошли в садик, так как не считаем нужным в шесть лет отправлять ребенка в школу, зачем сокращать детство? Артур уже и так много знает и свободно говорит на трех языках – французском, латышском, русском, пускай еще год поиграет.
– И в какую школу – русскую или латышскую – вы его планируете отдать?
– Для меня не столь важен язык, важнее система образования. Мы во Франции ходили в Вальдорфский садик, и здесь продолжим обучение в этой системе.
– Мария, хотим мы того или нет, Латвия – очень политизированная страна, некоторые говорят о ее двухобщинности, и отношения между общинами не всегда легко складываются. Вы вернулись за год до муниципальных выборов. В ваших планах есть место политике?
– Нет, хотя у меня были лакомые политические предложения, но меня это абсолютно не интересует. Я вне политики. Я придерживаюсь мнения, бытующего на Востоке, что принадлежность к расе, религии, национальности отдаляет от принадлежности к человечеству. Я вне каких-либо политических сил. Все люди – братья, родственники, нет ничего более глупого, чем разбегаться в разные стороны.
– Не планируете творческое сотрудничество с Россией?
– Я никогда не стремилась в российский шоу-бизнес, да и вообще, в шоу-бизнес как таковой. Если серьезно этим заниматься, то, на самом деле многим надо пожертвовать – определенной свободой, семейным благополучием, материнским счастьем... Я давно решила, что не хочу этого делать, я не готова полностью этому отдаться. Мне нравится делать проекты, и сейчас есть предложения и идеи как в России, так и во Франции, но не буду пока говорить; когда свершится, то обязательно расскажу – не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Я живу по такому принципу. Сейчас есть новая программа, я готова о ней говорить; новый альбом почти готов, я тоже говорю. Об остальном пока буду молчать.
– Вы давно знакомы с хореографом Даугавпилсского театра Ириной Савельевой. А сотрудничать с ней вы не пробовали?
– С Ирочкой мы дружим, и это близкая дружба. Надеюсь, нам с ней еще доведется посотрудничать, потому что работать с ней очень интересно, рядом с ней и моя фантазия начинает работать в усиленном режиме. Очень рада, что Ира стала частью вашего театра. Видела спектакли, поставленные Ирой, и это действительно здорово! А ваш театр я люблю – он очень уютный, и Ирочку я люблю, она человек бесконечно одаренный и талантливый, очень чуткий и ответственный. Она замечательный друг, она красивая женщина в конце концов... Ей нравится ее коллектив и то, что она делает. И мне кажется, что вам тоже нравится то, что она делает, и ваш театр обогатился с ее появлением. Дай Бог этому союзу быть крепким, творческим, приносящим удовольствие всем – и Ирочке, и актерам, и зрителям.
– Вы помогаете детям из детских домов, в том числе детям с особыми потребностями. Можно подробнее об этом?
– Да, я этим занимаюсь, есть разные проекты. Мы это делаем вместе с мужем, но это не то, о чем хочется говорить публично, и не стоит делать из этого рекламу.
– Что вас радует и огорчает на родине?
– Радуют любимые люди, общение с ними, радует стремление людей стать лучше... Огорчают запущенность, бесхозность, бедность... Изменений к лучшему, увы, пока не наблюдается...
– Ваша публика, она какая? Вы ведь на сцене уже более 20 лет…
– Мне кажется, моя публика растет со мной. Мне всегда было важно, чтобы то, что я делаю на сцене, нравилось моим бабушке и дедушке, моим родителям, чтобы мне не было стыдно перед ними. И такое мое мышление сохранилось. Значительная часть моих слушателей – люди в возрасте. Мне кажется, то, что я делаю на сцене, интересно людям от 28–30 лет и старше. В этом возрасте человек начинает искать какую-то глубину, задумываться, и тогда, наверное, я становлюсь интересной.
В своих программах я люблю рассказывать истории. На этот раз, как я уже говорила, будет история романса. Будет всего четыре небольших концерта в Латвии (в Сигулде, Адажи, Марупе и Даугавпилсе. – Прим. авт.), такая проба пера. Слушатель в Даугавпилсе особенный, как и во всей Латгалии. Ваша публика очень отличается от рижской, тем более – от курземской. Вы более открытые, вы быстрее и ярче высказываете свои эмоции. Для меня важно ваше восприятие. Как-то после вентспилсского концерта французские музыканты были весьма удивлены: люди сидят, молчат, скромно так хлопают, а потом встают и заваливают цветами. Французские же слушатели с первых минут готовы прыгать, кричать, свистеть и радоваться… Артисту легче ракрываться при теплой публике, хотя более сдержанная публика заставляет включать на сцене другие рецепторы восприятия, что тоже важно.
Думаю, новая программа получилась интересной и очень душевной. Если хотите побыть в таком душевном настроении, то милости просим. И большое спасибо от всего коллектива нашим друзьям – гостинице Park Hotel Latgola.
P. S. Начало концерта 13 октября в 19:00. Билеты можно купить через Интернет, на www.bilesuparadize.lv, в кассе Даугавпилсского театра, а начиная с 3 октября и в кассе концертного зала Дома Единства по рабочим дням с 16:30 до 18:30.