«Что это значит: поменяли название, таблички на кабинетах? Очередь с утра как была, так и есть, за справками как бегали по кругу, так и бегаем. Хотелось бы узнать, в чем же перемены?» – такой вопрос задал наш читатель Павел Федорчук. А мы переадресовали его руководству города.
– В Латвии нет другого самоуправления, которое оказывало бы такую поддержку самым разным категориям горожан, – подчеркнул мэр города Янис Лачплесис. – На социальную помощь тратится более 12% городского бюджета, 9,5 миллиона евро.
С начала 2015 года депутаты приняли 15 решений, которые вводят новые льготы и пособия. Но при этом у нас много жалоб на то, что люди не получают помощи самоуправления в кризисной ситуации. Реорганизация должна изменить самое главное – отношение. Наверное, это и самое трудное. Знаете, бывают у нас суровые морозы, и тогда социальные работники вместе с муниципальной полицией начинают объезжать пустующие дома, разыскивают бездомных, просят всех обратить внимание на людей, которые нуждаются в помощи. Спасают жизни, причем порой вопреки желанию тех, кто привык ночевать где придется и идти в приют не хочет. Это экстремальная ситуация. Но экстремальных ситуаций у нас хватает в любое время года. Поэтому нам важно, чтобы помощь доходила до тех, кто в ней нуждается. Строгое соблюдение правил и законов и внимание к конкретному человеку – это несовместимые понятия? На мой взгляд, это реально. Будет объявлен конкурс на три должности – руководителя службы, руководителя социального отдела, руководителя отдела социальных услуг. За счет сокращения административного аппарата будет увеличено число тех, кто непосредственно работает с людьми. Наконец, самоуправление планирует открыть новый центр по обслуживанию клиентов в более просторном помещении.
Изменения в работе социальной службы горожане увидят уже 11 июля. С этого дня Социальная служба будет вести прием без обеденного перерыва. В понедельник – до 18:00, в пятницу – до 14:00. Вполне логично, ведь среди клиентов немало работающих людей, которым положены различные пособия.
– Я приведу один пример, который должен показать, чего мы хотим от Социальной службы, – добавил вице-мэр Петерис Дзалбе. – В Социальную службу обратилась многодетная мать, у которой пятеро детей. Ей отказали в помощи на том основании, что семья недавно приобрела скромный автомобиль. По нынешним меркам для такой семьи – это действительно необходимость. Но правила диктуют, что, если машина куплена недавно, статус малообеспеченной не положен. Однако вскоре Дума приняла новые льготы для многодетных семей, и мать пятерых детей каждый месяц должна была получать компенсацию за оплату отопления. Но она об этом не знала, и никто не торопился ее обрадовать. Идут месяцы, у семьи растет долг за коммунальные платежи. И только спустя много месяцев выясняется, что проблему можно давно решить. Объяснение сотрудников: «Она же не обращалась больше!» А поднять базу данных и пригласить тех, кому положена помощь, – это невероятный вариант? Мы хотим добиться, чтобы он был привычным.
В структуре Социальной службы намечен еще ряд изменений. Социальный педагог будет работать не только с семьями, которые живут в социальном доме. Принцип тот же – сотрудники сами должны интересоваться, как живут дети, какие существуют проблемы, подсказывать пути их решения. Будет и специалист, который поможет составить заявление в электронном виде.
Порой не сразу можно решить возникающие проблемы. Например, людям, которые отмечают юбилей – 70, 80, 90 лет, – положен небольшой денежный подарок. А если человек болен, причем надолго прикован к постели? Одна из горожанок, которая пришла хлопотать за свою соседку, получила ответ: «Приносите нотариально заверенную доверенность». То есть чтобы получить 15 евро, надо потратить 30 евро на нотариуса? Передача наличных действительно может обернуться неприятностями. Уже была ситуация, когда пожилая дама заявила, что денег не получала, а подпись – не ее. И как быть? Однако выход при желании, по мнению вице-мэра, можно найти: перечислить на счет, послать по почте или отправить на дом небольшую делегацию и вручить при свидетелях под подпись положенную сумму.
Далеко не всё можно предусмотреть и решить. Как быть, если инвалид хочет сидеть в коляске возле магазина, а в приют ехать отказывается. Кто может заставить отца семейства не пропивать выделенное самоуправлением пособие на дрова, а топить печь? Сколько одиноких пожилых людей в ближайшие годы будут нуждаться в уходе, ведь их дети работают за границей? Проблем меньше не становится. Но при этом самоуправление ставит ясную задачу: должна быть служба, где помогают, а не перемалывают людей в бюрократических жерновах.