Вере Храмниковой – 70!4
Город гастролеров
Хотя с самых юных лет Вера Храмникова проявляла активный интерес к театральной сцене, условия для развития таланта в Даугавпилсе были далеко не самыми идеальными. За год до того, как Вера закончила филологический факультет ДПИ, в городе, по указанию Минкульта СССР Екатерины Фурцевой, был закрыт единственный профессиональный театр. Поэтому молодая театралка стала членом труппы народного (любительского) театра под руководством Игоря Успенского, где и оттачивала свое сценическое мастерство вплоть до 1980 года, то есть до поступления в Щукинское училище. Интересно, что в составе группы Успенского Вере даже удалось сыграть в «Матери человеческой» - лучшей постановке народных театров ЛССР 1975 года.
Несмотря на то, что в период с 1963 по 1989 год театр назывался «театрально-концертной площадкой» (ДТКП), в его стенах можно было увидеть потрясающие спектакли Московского театра Мимики и Жеста, Ленинградского государственного Малого драматического театра, Академического театра драмы из Ростова-на Дону и многих других мест. Даугавпилс был самым настоящим «городом гастролеров» и естественно, что многим молодым даугавпилчанам захотелось пойти именно этой стезей. Того же хотелось и Вере Храмниковой.
За все время существования ДТКП Вера Храмникова, Владимир Дупак и другие творческие деятели написали тысячу писем в Министерство Культуры ЛССР с просьбой о создании проф. театра. Но госинтсанция, и в особенности Минкульт Владимир Каупуж, был непреклонен: «Профессиональный театр очень легко открыть, но очень сложно потом закрыть» - эта бюджетная аксиома долгие годы охлаждала пыл местных энтузиастов.
Осознанное решение
В юности мало кто задумывается о том, как его выбор профессии выстроит всю его жизнь. Но для Веры решение о поступлении в «Щуку» пришло в 35 лет – в возрасте, в котором в актрисы уже не берут, а берут только в режиссеры. А молодой женщине, с её очень хорошей зарплатой и прекрасной репутацией преподавателя английского языка (ГПТУ-38), было чем рисковать. Впереди её ждало несколько невероятно трудных, но вместе с тем насыщенных и радостных лет, которые она разделила с даугавпилчанами Юрисом Лауциньшем, Владимиром Дупаком и, конечно же, своим супругом спортсменом Юрием Копасовым, от которого у неё аккурат к завершению училища и родилась прекрасная дочь.
В свой «щукинский период» Вера подрабатывала дворником («мела Кузнецкий мост»), нередко голодала, но чувствовала себя как рыба в воде – собственно, как и весь даугавпилсской десант в Москве. Между прочим, набор в Щукинское училище во второй половине 70- годов сделал немало чести городу Даугавпилсу, который преподаватели прозвали «Клондайкой театральных кадров». Но такой кадр как Вера хотела вернуться и работать у себя дома.
Курьез. В начале 80-х годов народный театр Даугавпилса разъезжал по тюрьмам Латвии с простыми русскими водевилями. Во время посещения Гривской тюрьмы Вере нужно было рассказать пару слов о театральной труппе и она, недолго думая, выпалила: «Нашему театру в этом году исполняется 10 лет. Он у нас новый. Как вы понимаете, 10 лет срок небольшой… После этого за кулисами она в чувствах хлопает себя по лбу и восклицает – «Ну я и ляпнула»!
Театр в «лихие 90-е»
После окончания училища Вера становится режиссером в Даугавписском народном театре, а с 1992 года числиться в штате как актриса. С 1989 года театр наконец-то получает статус профессионального, но новое время привносит новые вызовы. С развалом Советского Союза жизнь в Даугавпилсе в буквальном смысле погружается в полумрак – на улицах и в подворотнях темно и опасно. Но люди идут в театр почти как в святое место. Без телевизоров, компьютеров, мобильников и интернета, театр становится одним из самых главных центров культурной жизни города. При этом зарплата театралов в это время составляет лишь мизерные 40 латов.
Непростой период перемен выливается в то, что даугавпилсская труппа ставит в основном небольшие камерные спектакли, которые, тем не менее, отличаются особой экспрессией и глубиной. Театр целенаправленно не набирает актеров из Риги, потому что все и так знают – они все равно уедут в столицу (как это уже когда-то произошло с Даудзиньшем и Робежниексом). В это время Вера Храмникова работает «по всем фронтам» - она и актриса, она и руководитель школьных городских театральных студий, она же и преподаватель сценической речи. За последние тридцать лет её услугами в этих областях успели воспользоваться и учебные заведения, и частные предприниматели, и люди с дефектами речи, и даже дикторы компании Dautkom.
Со своих первых шагов на сцене и по сей день Вера так и не закрепилась в каком-то конкретном амплуа, что является естественным для режиссера-актера. Среди её самых выдающихся режиссерских работ могут быть названы такие сложные постановки как «Шум за сценой» М.Фрейна (1998), «Магическая дверь» А.Эйкбурна с потрясающими декорациями Леонида Баулина (1999), «Канотье» Н.Каляды (2000), «Русское затмение» Е.Гремина по произведению Бунина (2002) и «Зойкина квартира» М.Булгакова (2003). В свою очередь высокую оценку экспертов за актерское мастерство Вера получила благодаря игре в спектаклях «Васса Железнова» Горького (2003) и «Вей ветерок» Райниса (2010).
«Меня со сцены – только вперед ногами»
Для тех, кто отдал театру всю свою жизнь знают: театр - это наркотик. Такого же мнения придерживается и Вера Храмникова, которая в свое время работала в театре не только режиссером и актрисой, но также и гардеробщицей, реквизитором и заведующей литературной частью. Пронеся свет сцены через семь десятков лет, она остается потрясающим мастером сцены, которым теперь интересуются даже в Чикаго. И самое главное – театр лечит, даже несмотря на то, что в Латвии театральная пенсия начинается с 55 лет (нервная профессия!).
«Меня со сцены – только вперед ногами!», таким остается ещё сценическое и жизненное кредо, которое позволяет твердо стоять на ногах даже в самое тяжелое время.
Редакция портала Grani.lv, а также все сотрудники компании Dautkom поздравляют Веру Храмникову с юбилеем и желают ей крепкого здоровья, театрального задора и самых талантливых учеников!