Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Даугавпилсские врачи и "ядовитая" пресса - кто кого?19

Даугавпилсские врачи и "ядовитая" пресса - кто кого?
Вновь и вновь мы возвращаемся к теме журналистской этики. Вес слова велик, мы понимаем, в чем его сила – и иногда словом нужно дорожить, слова нужно выбирать, ведь ими можно и убить… Ответственность журналиста заключается в том, чтобы рассмотреть в человеке Человека – Образ и Подобие, но если в нем и мало этого подобия, постараться отразить не только плохую сторону, но и разглядеть светлую. А если хорошего много – не стоит душить его в своих объятиях. Иначе – это культ, а как сказано в самой мудрой Книге: «Не сотвори себе кумира».

Культ – это гордыня, замещающая собой Бога. И где есть самолюбование – там бездуховность и смерть Человека. Дух не может жить без души – это логично. Поэтому мера – есть главная добродетель журналиста. Желание в меру помочь, в меру рассказать, в меру оценить, показывая нужный путь, а если надо, и пожурить зарвавшегося – это миссия журналиста. Плоды журналистской работы – это наполненные информацией СМИ. И как мы хорошо помним, «по плодам их – узнаете их». Как тут не вспомнить слова Ленина, что СМИ – это коллективный организатор. И, конечно, напрашивается вывод, что эти СМИ будут организовывать, т.е. какие плоды принесут? Червивые и ядовитые – сея зло и ненависть, отравляя душу, или наливные, насыщающие силой дух человека?

 

К сожалению, некоторые городские СМИ забывают перечисленные выше догматы, примеряя на себя роль верховного арбитра. Мы не будем уподобляться им и в этой статье не станем, словно надзиратель в тюрьме, называть их поименно, а лишь приведем некоторые цитаты их «творчества», от которого частенько потягивает бесовщиной. Мы постараемся показать, как это может нам всем аукнуться.

 

Речь пойдет о страшном событии – смерти двенадцатилетнего мальчика Артема Прокопьева. Напомним хронику событий.

 

11 августа в приемный покой ДРБ с острыми болями в желудке поступает Артем. Его сопровождает бабушка Евгения Евгеньевна. Дежурный врач проводит необходимые процедуры – УЗИ и анализ крови -  и направляет в детское хирургическое отделение, где его заведующий Василий Христенко также осматривает мальчика. Результаты УЗИ, со слов докторов, показали ненужность хирургического вмешательства. Выполняя обычную процедуру оформления пациента, установленную Правилами Кабинета министров, Христенко просит у бабушки мальчика документы, в том числе доверенность, которой у Евгении Евгеньевны не оказалось. Бабушка предлагает врачу переговорить по телефону с матерью мальчика, находящейся в Англии, но врач отказывается это сделать. После этого Василий Христенко уходит.

 

Артему делают уколы и, по словам медперсонала отделения, боли у мальчика стихли, он заснул вместе с бабушкой. Василий Христенко с еще одним коллегой, зайдя в палату, удостоверяются – мальчик и бабушка спят.

 

Ближе к утру боли возобновляются – врач Олейников направляет Артема в процедурную, но ребенок умирает от внезапного разрыва желудка, повлекшего за собой остановку сердца…

 

И сходу понеслось – «преступники в белых халатах», «фабрики» и «конвейеры» смерти – городские СМИ наполнились громкими заголовками…

 

Дело в том, что родственники Артема винят в его смерти Василия Христенко и медперсонал отделения. Конечно, по понятным причинам, лишившись родной кровинки, хочется найти виновного в случившейся трагедии –  такова человеческая психология. И понятно это состояние родственников, но вот непонятно другое – зачем городская пресса, как с цепи сорвалась и кинулась обвинять врача без сколь-нибудь конкретных заключений экспертов? 

 

А эксперты говорят следующее.

 

- Пока у нас нет никаких документов, мы будем ждать заключения судебно-медицинского эксперта и только потом займемся анализом действий медицинского персонала, имевшего отношение к лечению и смерти ребенка, – сказала Валентина Берга, заместитель руководителя Республиканской инспекции здоровья. – О нашем решении сообщим родителям умершего, но никак не прессе – таков порядок. Какими будут дальнейшие действия мамы Артема, обратится ли она в суд или нет – ее право.

 

Итак, как следует из пояснений г-жи Берги, причиной смерти Артема пока еще занимаются судмедэксперты и только потом инспекцией будет произведен анализ действий персонала! То есть на данный момент никакого квалифицированного мнения о действиях Христенко и медсестер – нет! Есть эмоции родственников, убитых горем.

 

Но уже остроперы, будто куклусклановцы на Суде Линча, пригвоздили на докторе Христенко табличку с надписью: «Виновен». Для всех  они народные заступники, они негодуют, а на самом деле поднимают себе рейтинги, спекулируя на священных чувствах.

 

- Уже на полстатьи такие врачи поняли, кто виновен в смерти мальчика. И ни им, ни мне, ни горожанам, ни родным не надо пустых, «чмошных» оправданий, - выхаркивает одна из городских газет. И сходу продолжает: «За что?! По какому, кем придуманному праву человек в белом халате, на которого в душе ты молишься, смотрит на тебя как на вошь, смотрит сквозь тебя, оценивает одежды, в которые ты одет, прислушивается не к твоей боли, а к тому, как ты умеешь вести речь, изучает: кто ты и сколько можешь стоить?! Сколько с тебя можно сорвать»...

 

Вот так, сходу, всех врачей – одной краской! Для чего же это сделано? Ответ прост и для сегодняшнего дня банален: политические пиар и разборки. А, может, кому-то чем-то не угодил главврач больницы Здановский - вот и прицепились...

И вот арбитры, основываясь на неподтвержденных фактах, грозно вопрошают: «Господин Здановский, вы получаете, без малого, полторы тысячи латов в месяц! За что?! Кем вы руководите в этой больнице?», «Я, мы, все тихо спрашиваем: почему медперсонал дрыхнет по ночам?»... А что, интересно, должен отвечать Здановский на голые обвинения? Фактов ведь пока нет! Но пресса не унимается и сыплет вопросами.

 

«Хоть одного врача вы (А. Здановский – прим. авт.) за последние годы наказали? Взяли за шиворот, выкинули вон?» - предлагает журналист.

 

Интересное кино... А кто лечить людей будет? Кем уволенных заменить? Знает ли журналист, написавший этот материал, о ситуации в медицине? Знает ли он, что в стране катастрофически не хватает хирургов, ЛОРов, детских терапевтов, онкологов и т.д.!? Здановский ли в этом виноват или, может, доморощенное правительство? Но, безусловно, власть имущие у нас самые чистенькие (во всяком случае они такими себя демонстрируют). Им нужен пиар!

 

Воинс, шеф Госполиции, берет дело под личный контроль, быстренько уведомив об этом республиканскую прессу. А наши городские думцы отрубают: «Аргумент о том, что больнице не хватает финансирования, не сработает и не может быть основанием для оправдания...» И это разве умно? И это притом что сама же Дума и резала дотации больнице.

 

Вообще, похоже, что все циничное использование смерти мальчика только и создано для того, чтобы городские думские небожители «разобрались», «наказали», «заменили», получив таким образом порцию пиара перед выборами. И все. Но страшно это, т.к. исполнителями этой политической заказухи являются журналисты. И получается, что же организовала пресса - коллективный организатор? А она посеяла в родственниках Артема и горожанах агрессию, не имея на руках ровным счетом ничего, кроме эмоций. Возможно, оболгала невиновного доктора, заработав себе очки на популярной теме, и в довершении выполнила политический заказ. А куда же пойдут эти журналисты, если заболеют? Будут лечиться на «фабриках» и «конвейерах» смерти?

 

Пресса посеяла ЗЛО. Но нужно помнить слова из Библии: «Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих». И дай бог, чтобы в погоне за сенсацией бессовестность городской прессы не привела бы к еще одной трагедии...