Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

«Ночь, улица, фонарь»... калека23

«Ночь, улица,  фонарь»... калека
– Послушайте, но так же не может продолжаться, пусть обратят внимание на этого несчастного, – говорил Александр журналисту газеты «СейЧас». – Я работаю таксистом и уже несколько месяцев наблюдаю картину: на улице Лиела (Грива), рядом с магазином, постоянно сидит безногий инвалид – и днем и ночью.

Другой раз едешь в часа три ночи – сидит! Как-то разговорился с уборщицей этого магазина, так, по ее словам, муниципалы по жалобам приезжают, забирают его вместе с коляской, но в скором времени инвалид опять появляется на том же месте. Прохожие и покупатели магазина, жалея, дают ему какие-то копейки, в результате человек нередко напивается и, что греха таить, «ходит» под себя. И все это происходит в Даугавпилсе, а не в глухой деревне. Рядом школа, дети! Это что, достойный пример поведения взрослых? Почему никто не интересуется его судьбой? Ведь бельмо же на глазу, оно никуда не спрятано! Не могу поверить, что социальная служба не в курсе, но безучастие полнейшее! Лето давно прошло, скоро морозы начнутся, он же замерзнет, и кто за это будет отвечать? Или люди стали совсем бездушными? Может быть, с вашей помощью этот вопрос, наконец, решится, – выражал надежду Александр.

 

Исключительно на подаяние

 

Все описанное выше оказалось правдой, в чем газета «СейЧас» убедилась на прошлой неделе, побывав в указанном Александром месте. Человек сидел в инвалидной коляске, укрывшись сверху одеялом. При таком укрытии было не разобрать, есть у него ноги или нет. Подтверждение об их отсутствии мы получили от самого Сергея Васильева, именно так звали родившегося на белый свет в советском, 1975 году. По современным меркам молодой еще мужик, только вот судьбе его не позавидуешь. Рядом с Сергеем на непотерянных ногах стояла «группа поддержки» с отпечатком определенного жизненного опыта на лицах – Людмила, Василий и Михаил. Надо отметить, что в день нашей встречи все, включая Сергея, были трезвы и общались охотно. Прежде всего Сергей рассказал, что по профессии он автомаляр, работал в автосервисе в Калкунах. С собственными ногами расстался после того, как нечаянно вылил на них ведро колодезной воды. Случилось это прошлой зимой. «Мокрое» дело усугублялось тем, что он опоздал на автобус и пошел пешком до Дегтярки, а это, по словам Сергея, 8 км. Поход на обледеневших по пути ногах закончился гангреной и, как следствие, февральской ампутацией обеих нижних конечностей выше колена в Даугавпилсской региональной больнице. Вот так, были ноги – и нет! «Я теперь инвалид I группы…» – говорил Серега и доставал из-за пазухи карточку инвалидного удостоверения, которая делила место у сердца с двумя завернутыми в целлофан булочками.

 

Первая группа была присвоена Васильеву 5 августа 2015 года. Жить в социальном доме на ул. Шаура ее обладатель не хочет, потому как любит свободу, но ни в ночлежке, которую он пренебрежительно называет бомжатником, ни в социальном приюте свободы нет, а есть режим, одинаковый для всех постояльцев. На Гриву Сергея  тянут воспоминания, школьные друзья, те самые Люда, Вася и Миша, представленные ранее. «А на Шаура что – определили на второй этаж – и сиди себе, как в тюрьме, кто меня спускать вниз будет?..» На вопрос, на какие средства он существует, мужчина отвечал, что исключительно на подаяния, потому как никаких денег от государства инвалид еще не получал, для этого надо добраться до отделения банка. Вероятно, в положении Сергея после получения пенсии по инвалидности встанет вопрос, а где эти деньги хранить? Деньги не булочки – покуситься могут, и не отобьешься. 

 

 «Он же никому не нужен, – говорила Людмила. – Сергей совершенно беспомощный. Хорошо бы определить человека в пансионат, там, где уход, какой-то присмотр». Сергей эти слова слышал и не возражал. На этом мы расстались.

 

Позвонив руководителю Даугавпилсского социального и ночного приюта (ул. Шаура, 23) Светлане Радевич, газета «СейЧас» узнала, что Сергей Васильев никогда не являлся клиентом социального приюта. Зато его вспомнила социальный реабилитолог ночлежки Светлана Афанасьева. «Сергея Васильева периодически доставляет к нам муниципальная полиция, но человек не хочет здесь оставаться, ему нужна свобода, жизнь по правилам ночного приюта его не устраивает», – говорила Светлана. От нее также стало известно, что Сергей задекларировал свое место жительства на Гриве, по определенному адресу. Инвалидность у Васильева до 2017 года, после чего надо будет подтверждать, что ноги за это время не отрасли. (Ночной приют рассчитан на 60 мест, 20 из которых посадочные. На 1 октября 2015 года здесь побывало 118 человек, в основном люди без определенного места жительства – бомжи. С наступлением холодов приют работает в круглосуточном режиме, у попавших сюда есть возможность получить консультацию у социальных работников, направление к врачам, восстановить утраченные документы, принять душ, сменить одежду, получить горячую пищу).

 

О Сергее Васильеве осведомлена и руководитель Управления социальных дел Даугавпилса Бенита Силиня. «Этот человек нам известен, знают его и в психиатрической больнице, где он побывал. Известно также, что друг Сергея ранее погиб в автоаварии. Мы помогли Васильеву с оформлением группы инвалидности и ID-карты, УСД готово оплачивать социальную койку, но он же отказывается. Таких, как Васильев, людей без определенного места жительства, в городе хватает. Если человек нетрезв, сотрудники муниципальной полиции отвозят его в палату детоксикации; если адекватен, помещают в ночной приют, правда, для этого требуется согласие клиента. С Васильевым поступают так же, но он неизменно возвращается к магазину на Гриве», – говорила Б. Силиня. 

 

Мы поднимаем тему

 

Как ответили в Даугавпилсском региональном отделении VSAA, Сергею Васильеву в его ситуации, помимо пенсии по инвалидности, положена также помощь по уходу, а также пособие на компенсацию транспортных расходов дважды в год. Информацию об инвалидах, которым выдано подтверждение о необходимости дополнительного ухода, ВТЭК предоставляет VSAA в электронном виде. Людмила Красникова, руководитель отдела социальных услуг для пожилых людей и лиц с инвалидностью, 26 октября поясняла, что, по имеющимся сведениям, пенсия по инвалидности С. Васильеву начисляется. Ее можно получить в банковском отделении по паспорту. «Но, может быть, у него паспорт утерян?» – задалась вопросом Л. Красникова и обещала прозондировать этот вопрос до вечера. Она же подтвердила, что Васильев имеет право на получение средств на транспорт – по 79,68 евро два раза в год. Чтобы оформить услуги ассистента, необходимо подать заявку в 18-й кабинет УСД. Время работы кабинета: с 8:00 до  12:00 – по будним дням, кроме пятницы, когда приема нет; в понедельник и среду 18-й кабинет работает также с 13:00 до 18:00; во вторник и четверг – с 13:00 до 17:00. Для оформления услуг ассистента на руках следует иметь решение ВТЭК.

 

22 октября с Сергеем Васильевым беседовала социальный реабилитолог УСД Светлана Афанасьева, выезжавшая к нему вместе с нарядом муниципальной полиции после нашего звонка. И в этот раз Васильев подписал отказ от ночного приюта и пансионата. Отказ, как рассказала Афанасьева, сопровождался словами: «Оставьте меня в покое». При этом человек был трезв. «А что мы можем сделать?! Насильно забирать нельзя, это нарушает принципы европейской демократии. Изменить ситуацию можно, только если человек соглашается сотрудничать. В Риге, к примеру, бомжи под мостом живут, и никто им не указ», – выражала свое мнение в телефонном разговоре Б. Силиня. Позднее газета «СейЧас» ознакомилась с текстом заявительного документа, из него следовало, что Васильеву пансионат не предлагался, речь шла исключительно о ночном приюте. Тем не менее в зафиксированные 19:45 Сергей, по всей вероятности, уже приняв на грудь, чтобы пережить ночь под градусом, размашистым почерком пишет: «Отказываюсь от пансионата». Где, кстати, ни разу и не был.

 

26 октября газета «СейЧас» опять навестила Сергея Васильева, на этот раз его место дислокации было почти вплотную к стене магазина. «А вон моя мамка идет! – заулыбался он как-то светло, показывая на женщину с палочкой, которая представилась Ольгой. Эта женщина говорила, что подкармливает Сергея «супчиком горячим», что у него «от постоянного сидения образовались пролежни» и что она принесет мазь для лечения. В ходе разговора высветилась еще одна проблема – Сергею надо поменять кресло-коляску, которая того и гляди развалится. Пару слов о самой Ольге. Эта женщина 1957 года рождения выглядит неплохо и хочет стать тем самым ассистентом для инвалида I группы. Судьба у Ольги тоже непростая, до пенсионного возраста еще не дотянула, перебивается случайными заработками, но, судя по внешнему виду, не опустилась. Поясняла, что присмотрела времянку с печкой, где они с Сергеем будут жить. Вот такая взаимовыручка отверженных.

 

Пока мы беседовали, подходили люди, в основном покупатели, и все в один голос просили: заберите отсюда этого инвалида, он же замерзнет. Но мы не забираем, мы поднимаем тему. Почему человек, оставшийся без ног, предпочитает жить на улице вместо того, чтобы получить социальную крышу над головой? Что им движет и как обществу справиться с таким свободолюбием на грани аморального? Получается, что Серега, зная свои права, будучи пьяным или трезвым, противостоит целому городу, который воротит нос от запаха, но сделать пока ничего не может. Тогда как инвалид I группы, не желая вдыхать «ароматы» ночлежки, выбирает свежий воздух, чтобы дышать им и днем и ночью.

 

И вот последние известия, полученные накануне сдачи газеты в печать. По словам Л. Красниковой, социальные работники навещали Сергея 27 октября. Прибывшая машина с подъемником отвезла уличного «сидельца» в почтовое отделение. В результате было установлено, что у того скопилась приличная сумма на счету, но деньги Сергей получить не может по причине того, что паспорт, так же как ID-карта и иные документы, заложены на «точке». Теперь надежда на Ольгу, которая берется их выручить. «В четверг мы опять займемся проблемами Васильева, в том числе связанными с жильем. Если у Ольги не получится вернуть документы, надо будет подключать к этому полицию. Будем держать эту тревожную ситуацию на контроле», – заключила Красникова.