Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

Орден Виестура из рук президента страны

Орден Виестура из рук президента страны
В этом году за особые заслуги и личный вклад в укрепление государственной безопасности орденом Виестура IV степени были награждены (назначены Офицерами ордена) семеро офицеров МВД. Среди них – начальник Шкаунского отделения погранохраны Даугавпилсского управления ГПО майор Илмар Айшпурс.

Церемония награждения проходила в Доме Черноголовых. Высокие государственные награды – ордена Трех Звезд и Лачплесиса – вручались и сотрудникам МВД, и деятелям культуры, и политическим деятелям, и предпринимателям и др. Награды (происходило это в мае 2015 года) вручил теперь уже бывший президент страны Андрис Берзиньш, который каждому орденоносцу пожал руку и поблагодарил за внесенный вклад в безопасность и развитие страны. Как отметил Илмар Айшпурс, поначалу было сильное волнение. Это, впрочем, и понятно – не каждый день и не каждому вручаются ордена. А потом, признается орденоносец, просто было приятно, что лично он получил такое высокое признание. 

– Илмар, скажите, как восприняли вашу награду родственники, друзья, соседи?

 

– Думаю, что больше эмоций испытала семья. На награждении из семьи были супруга и сын. Но только потому, что количество приглашенных гостей на церемонии ограниченно. Для меня такая высокая награда, безусловно, была неожиданностью, но такова была оценка руководства и коллег моей работы за время службы. И за это я благодарен коллегам. 

 

Вообще-то, я особо не рекламировал, что поеду получать орден. Но, когда об этом событии стало известно, безусловно, все были удивлены и испытали за меня в определенной степени гордость. 

 

– Илмар Айшпурс очень усердный, предприимчивый офицер, способный организовать и руководить персоналом. По характеру открытый человек, который умеет вести диалог с другими людьми. Я считаю, что это очень важное качество как в работе с подчиненными и местными жителями, так и с партнерами по совместной работе. Он не останавливается на достигнутом и всегда старается выдвигать все новые цели, ищет новые методы для их реализации, – характеризует Илмара Айшпурса начальник Даугавпилсского управления погранохраны полковник Олег Емашев.

Илмар Айшпурс окончил Асунскую основную школу, после чего поступил в Вишкский сельхозтехникум. Туда пошел учиться, так как это был самый близкий техникум, да и котировался он в то время очень высоко (кстати, еще в 1980-х это учебное учреждение учащиеся в шутку, но с любовью называли академией. – Прим. авт.). Вишкский техникум давал хорошее образование агрономам и механикам широкого профиля.  Кроме того, хозяйства (колхозы, совхозы) давали направления на учебу, оплачивали стипендию и, главное, после окончания учебного процесса (и службы в армии) гарантировали работу. 

 

В Погранохрану Илмар пришел в 1996 году. Ему предложил пойти на службу тогдашний командир Робежниекской роты. Тогда Погранохрана еще входила в состав Национальных вооруженных сил. По собственному признанию, Илмар оценил свои физические – и эмоциональные возможности и предложение принял. Тем более что большого выбора не было. После того как прекратили существовать колхозы и совхозы, Илмар, как и многие другие специалисты, остался не удел. Работал на собственном земельном участке. 

 

Начал службу на границе простым рядовым пограничником, охраняющим рубежи страны. После того как Погранохрана перешла под крыло Министерства внутренних дел, стал младшим, а потом инспектором Погранохраны. Во время службы на границе поступил на заочное отделение Полицейской академии, по окончании которой Илмару Айшпурсу было присвоено звание младшего офицера пограничной службы. Его назначили заместителем начальника Робежниекского отделения погранохраны. В этой должности прослужил около 12 лет. Параллельно службе учился в Резекненской высшей школе. Стал одним из тех, кто первыми окончил обучение по профессиональной программе пограничной службы. Как раз после выпускного был объявлен конкурс на вакантное место начальника Шкяунского отделения погранохраны, и Илмар Айшпурс решил принять в нем участие. Успешно прошел отбор. 

 

– 1996 год. Всего пять лет прошло со дня провозглашения независимости Латвии. Как в то время несли службу пограничники, какова была специфика данной работы?

 

– В то время на границе были такие участки, которые значились границей разве что на картах командиров. Правда, были установлены пограничные столбы с жестяными флажками, на которых были выбиты номера. Нам самим приходилось прорубать для себя тропы, по которым мы патрулировали границу. С годами эти тропы постепенно расширялись, чтобы были видны участки границы. Это уже позднее началась демаркация границы, закупалось специальное оборудование. Поначалу же у нас не было никакого технического оснащения, кроме оружия и бинокля. 

 

– А контрабандисты, нелегально пересекающие границу, в то время были-то?

 

– Были, конечно. Кто-то занимался переправкой через границу контрабандного горючего по старым дорогам. Некоторые уже в то время стали переправлять сигареты, хотя это было нечасто. По крайней мере не так часто, как сегодня. Были попытки переправить через кордон колбасу, водку. Нашей же задачей было поймать всех контрабандистов, нелегально пересекающих границу.

 

– Сегодня головную боль доставляет не только контрабанда, но и так называемые нелегалы. Можете сравнить сегодняшнее положение дел с, например, ситуацией 15-летней давности? 

 

– И на рубеже веков было достаточно нарушителей границы. Появились контрольно-пропускные пункты, где можно было вполне легально выехать за границу или въехать в Латвию. Только нужно было оформить официально документы. Но люди по разным причинам не могли или не хотели этого делать и пытались пересечь границу нелегально. Но тогда не было такого разнообразия национальностей. В основном нарушителями границы были россияне, белорусы, литовцы, украинцы. В год на всем Даугавпилсском участке задерживали какого-нибудь одного индуса. Но не более того. Тогда более-менее образованные люди, будучи пойманными на «зеленой» границе, заявляли, что шли за грибами и заблудились. Сегодня же ситуация, как вы знаете, совсем другая. Нам приходится задерживать вьетнамцев, афганцев, грузин, иракцев, сирийцев и граждан других стран, в том числе из Африки, которые наверняка никак не могли заблудиться, идя за грибами. 

 

– Все чаще повторяется ситуация, когда задержанные после незаконного пересечения границы начинают требовать предоставления статуса беженца. А, по-вашему, почему же они не идут законно на КПП и не требуют там убежища?

 

– Просто потому, что они идут в Европу не за убежищем, они идут искать работу. Причем делают это нелегально. Скорее всего, кто-то им пообещал в Европе хорошую зарплату и хорошую жизнь. 

 

– Как относятся в семье к вашей нелегкой, а порой очень опасной работе?

 

– Во-первых, любая работа по-своему опасна. А семья… У меня никаких проблем, в общем-то, никогда не было, так как и моя жена Жанна работала на границе 7 лет. Причем в первые годы основания границы. Поэтому хорошо понимает, что у меня работа не по 8 часов, а ненормированная – в любое время суток я должен быть на телефоне, всегда может что-то случиться – и мне приходится срываться с места и мчаться на работу. С этим необходимо считаться. Так что планировать отдых можно только во время отпуска. Нужно пользоваться моментом: когда тихо, тогда и отдыхаю. 

 

– Но все же бывают и моменты для отдыха. Чем предпочитаете заниматься?

 

– В основном по хозяйству. Если есть свой домик и кусочек земли, то всегда есть чем заняться. Увлекаюсь охотой, иногда рыбачу. Собираю старинные вещи. Нет, не антиквариат, а просто старинные бытовые вещи, которые могут пропасть, если их не беречь. Это и рукоделия, и изделия из дерева и тому подобное. В общем, то, что когда-то делали мастера.

 

– Так, может, вы уже и домашний музей открыли?

 

– Нет, еще не успел. Собранные вещи держу в одной комнате, но не все даже успел отреставрировать.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

Орден Виестура предназначен для награждения военных и гражданских лиц за особые военные заслуги, а также особые заслуги в движении национального сопротивления и защиту государственной независимости, поддержание и укрепление государственной безопасности и общественного порядка, защиту государственной границы, формирование государственных вооруженных сил и воспитание гражданского сознания граждан при подготовке для службы своей стране и несгибаемой защиты своей земли. Орден Виестура I степени может быть присужден посмертно. Орден Виестура имеет пять степеней: I степень (Командор Большого креста), II степень (Великий офицер), III степень (Командор), IV степень (Офицер), V степень (Кавалер). Также орден имеет знаки отличия (приравниваются к медали) трех степеней. С 2004 года Командорами Большого Креста назначены 60 человек, Великого офицера – 25 человек, Командорами – 66 человек, Офицерами – 120 человек и Кавалерами – 92 человека.