О самом фестивале, встречах, которые проходили в рамках этого уникального мероприятия, и многом другом, связанном с жизнью староверов Эстонии, журналисту газеты «СейЧас» рассказал наставник Малюткинско-Юдовской староверческой общины о. Иоанн Жилко:
– Гостями нынешнего фестиваля стали староверы поморского согласия из Латвии, Литвы, Польши, Беларуси и староверы беглопоповского толка из Краснодарского края России. Из местных исполнителей на фестивале выступил женский хор Калластеской Успенской поморской общины. Фестивальный праздник не ограничивался столицей Эстонии Таллином, его участники побывали также на исторических берегах Чудского озера в Калласте и Муствеэ. На льду Чудского озера в 1242 году произошла та знаменитая битва русского войска князя Александра Невского с войсками Ливонского ордена. Северный и западный берег Чудского озера – территория Эстонии, а восточный берег – российский (Псковская область). По Чудскому озеру проходит граница Российской Федерации и Эстонии. Чудское озеро – пятое по размерам в Европе. Область у его берегов сохранила свое исконное название – Причудье.
За рыбой «на каракатице»
Программа фестиваля «Пейпус» – это концерты и открытые лекции об особенностях поморского староверия и традиционной старообрядческой культуре – облачении, рукоделии и вышивке. В рамках фестиваля в Калласте демонстрировались документальные фильмы об истории староверия. В Таллине, в Художественной академии, открылась фотовыставка «Староверские молельни в Эстонии».
Русское население на побережье Чудского озера появилось в конце XVII века. В основном это были беженцы из России, приверженцы старой веры, искавшие спасения от преследования властей Российской империи. В 1920–1930 гг. здесь насчитывалось 10 000 старообрядцев, которые были объединены в 12 общин. Сегодня в Тарту, Таллине, Причудье: в Муствеэ, Рае (Раюши), Калласте (Красные Горы), Казепяэ (Казепель), Кюките (Кикита), Вяйке-Колькье (Малые Кольки) и Суур-Колькье (Большие Кольки), Варнье (Воронья) и на Пийриссааре действуют 11 староверческих приходов (9 из них – в Причудье). В Калласте духовный наставник Алексий Жилко вместе с наставником из Екабпилса Владимиром Ивановым совершили таинство крещения пяти младенцев. О. Алексия специально ожидали для этого.
– Причудье очень живописно. Само озеро, когда смотришь на него, кажется бескрайним, – делится впечатлениями о. Иоанн. – Местное население живет в основном рыбным промыслом и тем, что созреет на огородах. Весь регион Причудья называют еще Луковой дорогой. Издавна он известен обильными урожаями овощей, особенно луком. Сюда приезжают осенью из эстонских городов, чтобы запастись им до весны. Лук особенный, сладковатый на вкус, растет на высоких грядках. Запомнились дома на деревенских улочках, доброжелательные жители и тающий во рту вареный коричневатый сахар, который непременно подают здесь к чаю. Сахар в Причудье варят в каждой староверской семье, но как именно его варить, никто вам не расскажет – секрет!
В Причудье можно увидеть рыболовецкие причалы со свежей, только что пойманной или подкопченной рыбой. Здешние староверы придумали «каракатицу» – средство передвижения для рыбной ловли. Сейчас «каракатицы»спрятаны на берегу, а в зимнее время на них будут раскатывать по льду от проруби к проруби. Староверы живут рядом с эстонцами уже не одно столетие. При этом не ассимилируются, сохраняют свое самосознание и своеобразие. Социальные проблемы у населения схожи с нашими: в деревнях работы почти нет, люди разъезжаются на заработки – кто куда.
Живописей Фролов
В деревне Раюши проживал знаменитый иконописец Гавриил Ефимович Фролов. Он расписывал здешний старообрядческий храм (разрушен во время войны), писал иконы. Фролов передавал своим ученикам не только секреты древлеправославного искусства иконописи, но и обучал их церковному знаменному пению и на личном примере истинному благочестию вкупе с ежедневными молитвами. Все деньги за свои работы Фролов отдавал общине или тратил на покупку духовных книг. Кроме мастерской, в деревне Раюши по инициативе Фролова была открыта школа для детей старообрядцев, где преподавалась церковнославянская грамота и крюковое пение. До конца жизни он фактически руководил жизнью общины, был наставником, представлял Раюши на V съезде старообрядцев Эстонии (1928), состоял в списке кандидатов в депутаты от населения Причудья в Государственное собрание Эстонии IV созыва. За свою долгую жизнь Фролов написал множество икон, распространившихся впоследствии по всему миру.
Скончался Г. Е. Фролов 28 сентября 1930 г. Первоначально его похоронили в деревне Раюши, при храме. В 1957 году останки перезахоронили, а на месте старого захоронения установили памятный крест. После смерти иконописца остался большой архив и библиотека с литературой по староверию и множество библиографических редкостей. Чудом сохранилась комната иконописца, рядом с которой находится его библиотека, в которой насчитывается до 250 книг и рукописей XVI–XIX вв. Древнейшие экземпляры – из Соловецкого монастыря и Белозерья, более поздние книги относятся к XIX в. – из различных монастырей Новгорода и Москвы. В небольшом молитвенном скиту в Раюшах хранятся рисунки учеников Фролова конца XIX века.
Теплый прием
Гала-концерт фестиваля проходил в Таллине, в здании Русского театра, – продолжает о. Иоанн. – Нашим староверческим хором «Унисон», включающим 18 человек, было исполнено восемь догматических произведений – тех, что звучат во время церковных служб. Это Светотихии, Путевое величание Празднику Успения Пресвятой Богородицы, Великопостный задостойник «О Тебе радуйся…» и др. Участников фестиваля «Пейпус» в Таллине принимал вице-канцлер по делам международных отношений и культурного многообразия Анне-Ли Реймаа. В составе делегации русских староверов-поморцев был Председатель центрального совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии о. Алексий Жилко. Делегатам вручили благодарственные грамоты от министерства культуры Эстонии, в ходе беседы наметились дальнейшие контакты в области культуры. Анне-Ли Реймаа отметила, что ей всегда приятно принимать у себя людей духовных. «Староверцы – люди богатой духовной культуры», – сказала она. Министерство культуры Эстонии обращает большое внимание на старообрядцев. Это касается помощи государства в реновации и ремонтах храмов, организации встреч.
Взять хотя бы фестиваль, когда приглашенным на него было оплачено буквально все – от транспортных расходов, до питания и проживания. В наше время это удивительно! Организаторы фестиваля, зная, что у староверов Успенский пост, предложили даже соответствующее меню, – рассказывает о. Иоанн.
Оберегающий пояс
В рамках фестиваля мы участвовали не только в концертах духовной музыки, но и провели две службы в храмах, выступили с лекциями о жизни и культуре староверов Латвии. Темы, которым было уделено особое внимание, – не свернуть с пути, проторенном нашими многострадальными предками, способствовать тому, чтобы молодые оставались в своей вере, содействовать реставрации старообрядческих храмов. Поднимался вопрос о том, чтобы староверов, проживающих в Российской Федерации, признали как традиционную религиозную конфессию. Пока, к сожалению, этого нет.
Председатель духовной комиссии Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь, наставник Борисовского старообрядческого прихода о. Иоанн Рыбаков в своем докладе рассказал об искусстве медного литья, применяемом при изготовлении икон. Его супруга Татьяна не менее интересно поведала об искусстве ручного ткачества староверских поясов. Пояс во все времена был чем-то большим, чем просто деталь традиционной староверской одежды. Пояс – это своеобразный оберег. По поясу можно отличить старовера, определить его возраст, семейное положение, сословие. «Сначала кресток – потом поясок», – говаривали староверы о крещении младенца. Пояс носится всю жизнь и остается на усопшем, когда его провожают в вечность.
За фестивальные годы сложилась добрая традиция посвящать часть концертной программы фольклору. В этом году «свадьбу сыграл» ансамбль аутентичного фольклора «Родник» староверского хутора Новопокровский Краснодарского края. Теперь таких свадеб с обрядовыми песнями да девичниками уже не справляют.
И все-таки главное в фестивале древлеправославной культуры – это совместное моление с единоверцами, когда возникает такое чувство единения, такое сильное понимание… – заключил о. Иоанн.