О парапланах, программировании и горах Индии1
Расскажи немного о себе, образовании, и о том, с чего началась твоя карьера программиста
Я учился в 9 средней школе, после чего перешел в экспериментальную, тогда совмещенную со зданием 5-й школы. Очень любил географию и спорт (смеется). Вообще от образования остались очень приятные воспоминания, особенно об обучении в старших классах. Далее я поступил на программиста в наш местный филиал РТУ, которому я очень благодарен за полученные навыки, да и вообще за развитие интереса к данной сфере деятельности.
В магистратуре я уже работал, и на самом деле больше опыта получил именно за счет разных заказов, а не образования. Это как раз были «тучные годы» - на стройках платили хорошо, а программистам - весьма посредственно. Но знания я почти в буквальном смысле «копал лопатой».
Однако после стало немного скучно и появилось ощущение застоя. Так бывает, когда ты уже работаешь на автопилоте. Все знаешь, все понимаешь, но перспектив на горизонте никаких не видишь. Это уже не программирование, а просто Ctrl+C/Ctrl+V. Но при этом это была работа на Microsoft, весьма стабильная, удачный аутсорсинг кадров. Тем не менее, хотелось чего-то нового…
И что же случилось потом?
Случились парапланы. Я делал проект для инструктора, который попросил сделать интернет сайт о парапланах. У нас было такое условие – вместо оплаты они нас учат летать. Взяли услугой, а не деньгами, так сказать.
Но справедливости ради стоит отметить, что я и до этого летал в тандеме. И не где-нибудь, а у нас на Гриве. Парапланеризм в Даугавпилсе любят и ценят. Как-никак клуб ULTRA и его активисты Антон Елисеев, Роберто и Сергей - мои добрые знакомые, которые до сих пор остаются верными этому крылатому спорту. Отмечу также, что для занятий парапланеризмом на латвийской равнине без работы слаженной команды просто не обойтись. Это в горах все проще – нашел хороший выступ и вперед.
Отличную школу пилотирования парапланом я прошел и в Риге, где к тому времени образовалась очень молодая и амбициозная группа энтузиастов. Там я в принципе и освоил все азы воздушного мастерства.
Кстати, ведь парапланеризм это не только развлечение, но и спорт. Ты сам не подумывал попробовать себя в этом амплуа?
Наверное, самыми экстремальными соревнованиями в мире стоит считать чемпионат RedBull X Alps, маршрут которого пролегает от Зальцбурга (Австрия) до Монако (Франция). Там люди совмещают перемещение пешим ходом и на парапланах, этакий своеобразный «воздушный биатлон». Вот это действительно серьезный спорт, мне очень нравится наблюдать за этим событием. Есть ещё чемпионаты по воздушной акробатике, по точности посадки. Много соревнований проводится в зоне Альп, также в России и несколько в Литве. В Латвии есть турнир Fun Cup, очень веселый и зрелищный.
Что же до меня самого… То я, конечно, размышлял о спорте. Но, в конце концов, все-таки решил, что Латвию на мировой арене буду представлять точно не я. Налетав тысячи км, я хорошо знаю об уровне риска на соревнованиях. В гонке всегда наступают такие моменты, когда риск становится очевидным и нужно принимать не самые безопасные решения. И я точно знаю, что спортсмены всегда рискуют. Поэтому лично для себя я уяснил – получать удовольствие от полета можно и без лишнего «спортивного» экстрима.
Я предпочитаю долгие полеты, так называемые кросс-кантри. Свою первую «сотку» (100 км) я пролетел на третий год воздушной практики, но так же мне до сих пор по душе старты и полёты в каких-нибудь необычных местах. Люблю "подвисать" вблизи горных хребтов, залетать на серьезную высоту. В Индии я нередко поднимался до 5 км и выше.
Почему Индия?
Если говорить о стране – то это удивительное, действительно духовное место, где точно стоит побывать хотя бы раз в жизни. Если же говорить о парапланеризме – то это очень подходящее государство, поскольку тут относительно неплохая погода, интересный ландшафт и имеется ещё очень мало ограничений по контролю над воздушным пространством.
Именно в Индии у меня были осуществлены самые дикие маршруты, то есть такие полеты, на которые осмелились бы далеко не многие. Самый запоминающийся – перелет из местечка Бир до города Манали (штат Химачал-Прадеш). По прямой это было всего 35 км. Но этот полет был опасен тем, что подо мной оказывались голые перевалы: скалы, снег и почти никакой растительности. При приземлении оттуда нужно было бы выходить несколько дней. Хотя перелетается это все очень быстро.
Второй «дикий» полет состоялся в Центральной Индии. Там я и ещё один молодой пилот стартовали с горки в 600 метров, но после поднялись на высоту в 3800 м (над уровнем моря). Мы оказались в высокой базе облаков, и сверху вся земля казалась плоской, без гор. Мы пробили слой дымки, который называется инверсионным слоем, и небо вокруг нас казалось ярко синим, я бы даже сказал «космически» синим. И что примечательно – мы были в шортах (смеется). Страшно замерзли, руки все время тряслись. Но потом мы снизились до 1,8 км и направились прямо в сторону огромного города.
Приземление было эпическим. Мы приземлились на площадку для крикета, и на нас пришел посмотреть почти весь город, даже те, кто ждал своего поезда на близлежащей железнодорожной станции. Это был аншлаг! Вообще в Индии так часто бывает - после приземления в городе или в деревушке на вас приходят посмотреть буквально все.
Пару слов о приобретении комплектов. Это правда, что крыло можно приобрести за 1000 евро?
Нужно быть очень осторожным, уметь разбираться в типах парапланов и знать об их размерах. Наверное, в очень редких случаях можно найти что-то ценное за 1000 евро, но нужно быть большим экспертом. Хорошее пользованное снаряжение обойдется вам в 1500-2000 евро, а за новое придется заплатить больше двух тысяч лишь за само крыло. Но я повторюсь – в этом нужно разбираться.
Поначалу нужно полетать с инструктором, потом пройти теорию и наземную подготовку, лишь потом пробовать самому, не говоря уже о попытках тандемных полетов. Я сам не спешил возить кого-то в люльке, просто так сложилось, что у меня нашлось несколько смелых и щедрых друзей, - первые не побоялись лететь со мной, а вторые дали попользоваться снаряжением. «Тандемное искусство» я закрепил в Непале, хотя первый мой полет с другим человеком состоялся в Екабпилсе.
Говоря о безопасности, тебе приходилось хоть раз пользоваться парашютом?
Лишь для эксперимента, но не из-за непосредственной надобности. Хотелось посмотреть, как он работает. Был один опасный момент при изучении акробатики на параплане во Франции, но тогда я сумел расправить крыло и продолжить свой полет. Я летаю уже 7 или 8 лет, причем почти каждый день, так что уверенно чувствую себя на высоте.
Когда ты катаешь клиентов на Гриве, ты ведь предлагаешь им акробатические элементы?
Конечно, но лишь в пределах разумного. Есть то, что можно делать в тандеме, а есть то, что возможно лишь в одиночном полете. Это же совсем другая степень ответственности, другие нагрузки. Да и пассажир должен получать удовольствие, а не только скачки адреналина. Полеты с пассажиром специально не длятся слишком долго, ведь человека может укачать. Пассажир оказывается в другой среде, но на землю он должен вернуться довольным. Ведущий в тандеме обязан быть чутким психологом, это факт.
При этом программирование всегда оставалось твоей главной профессией? Как ты смог это совместить? В чем секрет?
Верно, программирование всегда оставалось моим основным источником дохода. За все эти годы, где бы я ни был, я всегда параллельно занимался по своей специальности – создавал интернет сайты, каталоги, магазины и порталы на базе самых передовых технологий объектного программирования.
Ключ к такому балансу заключается в планировании. Я расписываю проекты на год вперед: где я буду работать, сложность зданий и мои планы по путешествиям. Если я ухожу в горы, то всегда предупреждаю своих заказчиков об этом. Но тут есть важный нюанс – планы могут меняться.
Поэтому, если вы хотите совмещать интересное с полезным, то я советую вам научиться планировать свое время, но при этом не сходить с ума, если в ваши планы вмешиваются какие-то внешние обстоятельства.