Его жизнь – небольшая камера, причем на первых порах одиночная, и часовая прогулка по четырехметровому кругу с решеткой над головой. На долгие-долгие годы, а для кого-то и на всю оставшуюся жизнь. Наступает раскаяние, но слишком запоздалое. По данным Управления мест заключения, на сегодняшний день к пожизненному сроку в Латвии приговорено 64 заключенных. Для 54 из них, в том числе 1 женщины, приговор уже вступил в силу. Десять человек еще лелеют надежду, что срок не будет пожизненным. В Даугавгривской тюрьме, в Белом лебеде срок отбывают 44 «смертника». Виталий Авраменко один из них.
Мы с ним встречались полтора года назад. Он оказался одним из немногих, кто захотел пообщаться с незнакомым ему человеком и у кого на то имелось право согласно тюремным правилам. Было видно, что ему очень хотелось поговорить с кем-то из посторонних. О своих невзгодах Авраменко рассказывал философствуя. Мол, подвела творческая натура. При этом хоть и сбивчиво, но сам поведал свою историю.
По признанию Виталия, это была самая черная полоса в его жизни, и тонкая творческая натура не выдержала. Вместе с товарищем они попались на краже из дачи, жена подала на развод, а тут еще и избили. Получил сотрясение мозга, проходил курс реабилитации у психиатра. Кроме того, будучи заядлым игроком, проигрался в автоматы. Вот и накипело. Из злости порезал охранника и еще одного мужчину, разгромил игровой зал.
В итоге один из пострадавших скончался на месте происшествия, другой – в больнице. Вкупе все эти «подвиги» потянули на пожизненное заключение. Только после того, когда уже в камере-одиночке осознал свое незавидное положение, стал раскаиваться в содеянном. Сегодня говорит, что не хотел, конечно, чтобы все так произошло. Как-то не задумывался, чем все может закончиться. Он уже отсидел девять лет. Еще одиннадцать осталось, чтобы иметь возможность писать президенту просьбу о помиловании. Если она не будет удовлетворена, придется еще пять лет сидеть в тюрьме чтобы надеяться выйти отсюда условно-досрочно. Такое право имеет любой «смертник», если это, конечно, не такой отморозок, как Янис Даугулис, который, фактически с юных лет не вылезал из тюрьмы: из своих 67 лет 37 он провел за решеткой. Выйдя в последний раз на свободу после длительного тюремного заключения, этот нелюдь тут же снова стал грабить, насиловать и убивать.
Другой вопрос: сумеет ли человек после того, как он отсидел четверть века в тюрьме, найти себя на воле. Ведь неизвестно, как к тому моменту изменится ситуация в нашей маленькой стране, да и в мире в целом. Но это уже другой вопрос. Впрочем, сам Виталий Авраменко уверен, что, выйдя на свободу даже через четверть века, он сможет устроиться в этой жизни. И никогда больше не станет на кривую дорожку. Кстати, начальство тюрьмы, да и охранники, очень даже хорошо отзываются о Виталии.
Он активен – участвует во всех курсах реабилитации, прекрасно рисует. Что касается обучения, то это, по его словам, в первую очередь позволяет расширить кругозор. Например, полтора года назад Авраменко освоил профессию портного. Но, по собственному признанию, профессия портного вряд ли пригодится ему в жизни, даже если он когда-то и выйдет на свободу.
Правда, по словам Виталия, общеобразовательные уроки не доставляют большого удовольствия: у него среднее образование, а тут приходится заново учить математику за 5-й класс. А вот курсы, которые проводят специалисты Даугавпилсского территориального структурного подразделения Государственной службы пробации (ДТСПГСП) он посещает с большим удовольствием.
В конце прошлого года Европейская ассоциация тюремного и пробационного образования (ЕРРЕА) совместно с ДТСПГСП реализовали три программы по социальной реабилитации заключенных Даугавгривской тюрьмы.
Первая программа называлась «Медиация – (не)возможная миссия». Она была направлена на постижение возможности решения конфликтных ситуаций мирным путем. Вторая программа – «Несколько минут о себе». Разработана, чтобы заключенные могли разобраться сами в себе, понять, почему они оказались в тюрьме. И третья программа – «Я умею, я могу» – предусматривала вовлечение заключенных в творческую работу (об этом в начале этого года газета «СейЧас» довольно подробно писала).
Одним из участников проекта был и Виталий Авраменко. И, как признают специалисты ДТСПГСП, он показал лучшие результаты. Заодно более широко стал известен и талант Виталия к рисованию. Более того, после проведения этих курсов Виталий признался, что они вдохновили на новый сложный рисунок, а также помогли увидеть собственные страхи. Он передал ряд своих творческих работ в Даугавпилсское территориальное подразделение Государственной службы пробации. Особо привлекает черно-белый рисунок под названием «Квадрат зодиака». В нем отображено 1000 разных фигур, которые ни разу не повторяются.
После окончания программы Виталий написал письмо руководителю проекта, старшему референту ДТСПГСП Айне Вилцане, которая к тому же является и руководителем ЕРРЕА, в котором поблагодарил за курсы и дал собственную высокую оценку всем, кто был задействован в данном проекте (старшеклассники, студенты ДУ, специалисты Службы пробации) и с кем ему довелось общаться. «Знаете, а ведь люди ожили после ваших приездов. И глаза светились, и где-то голос из глубины души было слышно. На самом деле простое – функциональное общение и внимание трансформируют людей. И хочу сказать, что у Вас получилось искорки света, тепла и сознание вложить в сердца людей», – написал в письме Виталий (цитата приводится дословно, с неизмененной орфографией). А в конце он подвел итог: «... Я решил без ума написать вам письмо, которое в сущности и выражает мой 9-летний процесс ресоциолизации и жизни в целом. Ведь между строчек ничего не утаишь, вот я и писал с открытым сердцем и без цензуры. Надеюсь, чуточка моего тепла и доберется до Ваших краев. А больше у меня ничего нет».
Также Виталий пишет стихи, хотя куда менее удачно, чем рисует. Впрочем, читатель сам может оценить (мы приведем пару отрывков из его стихотворений):
Две монетки между нами,
Двадцать пять и двадцать пять.
Если их соединим мы,
Сможем встретиться опять.
Друг без друга очень сложно,
Просто невозможно жить.
Без зимы не будет лета,
Без водички не уплыть.
Я не могу больше молчать,
Душа моя хочет кричать.
Я с ума сошедший человек,
И сердцем доживу свой век.
Я Вас, все человечество люблю,
И вам себя я отдаю,
А тем, кому не нужен я,
Сгожусь, возможно, на дрова.
У каждого, несомненно, сложилось собственное мнение о нашем сегодняшнем герое. Но вот что интересно: и в тюрьме, и в Службе пробации уверены, что Виталий Авраменко действительно осознал, какое зло он причинил другим. И если ему суждено когда-то выйти на свободу, он не сойдет с правильного пути.
– Конечно, никаких гарантий, что человек, выйдя на свободу из тюрьмы, снова туда не попадет. Во многом это зависит от самого человека. Главное – снова не попасть в «свою среду». Что касается Виталия Авраменко, то он трудится душой и вполне может себя реализовать в творчестве, он нравственно вырос. Он способен переосмыслить свою жизнь. До этого у него попросту не было цели, он вел беспутную жизнь, которая и привела его в тюрьму. На мой взгляд, он на правильном пути, – подвела итог психолог Виктория Гришина.