Этого живописца ценят и как умелого пейзажиста и как чуткого педагога, хотя в дни города Даугавпилса он предпочел выступить исключительно в амплуа портретиста. В интервью для Grani.lv Барбалс отметил, что писать уличные портреты с натуры он начал именно в нашем городе.
Когда вы впервые начали предлагать людям написать их портреты прямо на улице?
Около 6 лет назад, наверное, в 2009 году, и произошло это именно в Даугавпилсе как раз на праздник города. Мы с коллегами решили просто попробовать, какого это. Они разрисовывали лица в стиле body-art, а я наконец-то воплотил в жизнь давнюю идею о пастельных портретах. Хотя работать с натурой приходилось и раньше, к мысли об «уличном формате» меня подтолкнули художники на одном из пленэров в Яунелгаве, в особенности вдохновивший меня Андрей Германис. И с тех пор это для меня почти как традиция – ездить по праздникам города и рисовать портреты любого желающего.
Работа с портретом - это почти как работа психолога…
О, да. В разных городах очень разные портретные типажи. В Даугавпилсе таких типажей 5-6. Менталитет очень проявляется в том, как люди себя преподносят, в чертах их лиц, в пропорциях. То, что можно разглядеть здесь, не встретишь ни в Курземе, ни в Видземе ни даже в глубинках Латгалии.
Первое, что бросается в глаза – более высокий рост даугавпилчан по сравнению с жителями других городов. Хотя национальные особенности тоже проявляются по-разному. Некоторые, наоборот, очень низкого роста. Здесь встречаются интересные славянские, русские черты. Но, должен сказать, что лучше всего портреты удаются тогда, когда сам портретируемый в этом заинтересован. Если человек сияет и открыт, то все удается.
С детьми ведь сложнее всего?
Ну, скажу, бывает по-разному. Бабушки очень стараются усадить своих внуков. Но, в общем и целом, дети у нас культурные, мирные и осознают свою «миссию» (смеется). Вообще детский художественный портрет – большая редкость сегодня. И тут нужно очень чисто смотреть на вещи.
В Валмиере был один забавный случай. Ко мне в очереди стояла очень боевая женщина, которая конфликтовала со всеми окружающими. И я подумал: «Постараюсь, напишу её очень красивой». И она после этого буквально расцвела, со стула встал совсем другой человек. Тогда я понял, насколько это важно показать человеку его собственную красоту. Поэтому особенно хорошо, когда работа происходит на фоне всеобщего праздника.
Помните свои первые портреты в Даугавпилсе?
Да, отлично помню. Они были весьма экспрессивными, и писал я молодежь. Но ребятам понравилось. У местных юношей и девушек контакт с искусством тут очень тесный, поэтому они ценят творческую свободу, возможность экспериментировать. В этом плане я рад, что в Даугавпилсе имеется центр им. Марка Ротко.
Вам ведь доводилось бывать в арт-центре? Как вы оцениваете его работу?
Это очень современный центр искусства. Аналогов ему в Латвии, пожалуй, попросту нет. Однозначно европейский уровень. Умелое оформление, планировка и расположение. Нравится, что есть коллективные выставки и работы прошлых столетий, старые мастера. Приятно смотреть на то, как в центре организованно «знакомство с произведениями», - стенды, тексты, брошюры. Привлекаются разные художественные организации и школы. Мои коллеги из Екабпилса тоже не раз бывали здесь.
В той же Риге есть множество небольших галерей, но в них работы художников просто теряются в общей массе. Нормальные выставки бывают разве что только в выставочных залах или библиотеках. Даугавпилсу в этом плане повезло. И должен сказать, что в Даугавпилсе также есть много талантливых преподавателей изобразительного искусства. Я это знаю по собственному опыту, ведь магистратуру я заканчивал именно в Даугавпилсском Университете.
По вашим наблюдениям, в каком городе портреты пользуются особой популярностью?
Даугавпилс вне конкуренции. За лето я объезжаю около 10-12 городских праздников, но столько работ как в этом городе я не создаю больше нигде. За один день в Даугавпилсе я могу нарисовать пастелью почти 20 портретов. Даугавпилчане обожают этот жанр живописи. Причем и молодые и сениоры. Искусству все возрасты покорны – это про Даугавпилс.
Остается лишь пожелать, что бы творческий путь Зиедониса Барбалса продолжался ещё много-много лет и что бы он сам в дальнейшем не забывал о Даугавпилсе. Ведь судя по реакции горожан, в нашем городе публичное написание портрета воспринимается как настоящее таинство живописи.