Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

30 апреля 1900 года: первая городская общественная газета

30 апреля 1900 года: первая городская общественная газета
115 лет назад, 30 апреля 1900 года, в Двинске вышел первый номер новой газеты «Двинский Листок». Это печатное издание стало выходить вместо газеты «Объявления двинских торгово-промышленных фирм» и по сути является самой первой общественной газетой нашего города.

То, что публиковалось в газете в самом начале прошлого века читателям портала Грани.LV известно по рубрике «Двинский дневник» - это и местная хроника, и отчёты о заседаниях Думы, и судебная хроника. «Двинский Листок» печатал рецензии о зрелищах и концертах, фельетоны, письма в редакцию и многое другое. Последняя страница обычно отдавалась под рекламу и объявления, а также под телеграммы из разных российских и других городов.

 

30 апреля 1900 года: первая городская общественная газета
Газета издавалась редактором С. Е. Якубовичем, который владел собственной типографией. Выходил «листок» 2 раза в неделю, номер стоил 3 копейки. В самом первом номере газеты не обошлось без вступительного слова от редакции:

 

«Двинск с его уездом представляет собою настолько значительную в умственном, административном и экономическом отношениях величину, что мы надеемся найти в местной общественной и хозяйственной жизни этого района, разнообразного и по национальности, и по вере, и по языку достаточно серьёзного и интересного для обсуждения материала и тем посильно способствовать изучению нашего края, как части нашего обширного отечества.

 

Разъяснению вопросов общественной и хозяйственной жизни лучше всего способствует периодическая печать, поэтому на вопрос о том, нужна ли для Двинска газета и может ли она быть полезной, мы решаемся ответить утвердительно. При сказанном разнообразии населения также разнообразны и его нужды, как материальные, так и духовные, и различны взгляды на способы к наилучшему их удовлетворению.

 

Непременным условием нашей деятельности и успеха мы полагаем содействие самого общества и надеемся, что местная интеллигенция не откажет в сообщении и разработке материалов по местной истории, статистике, географии, этнографии, археологии, хозяйству и вообще по всем, заслуживающим внимания вопросам нашего района. При разработке помянутых вопросов мы будем стремиться к спокойному и чисто деловому обсуждению их».

 

Тут же были напечатаны письма будущих читателей. Газете прочили грандиозное будущее:

 

«Многоуважаемый господин редактор! Появление впервые печатного органа общественной жизни в провинции несомненно само по себе есть уже явление, выходящее из ряда обыкновенных, явление, вызывающее обывателя на размышление, и это уже есть первый момент одухотворяющей силы печатного слова, первый толчок в дремлющем, созерцательном настроении, в которое неизменно погружён всякий провинциальный обыватель.

 

Современная пресса победила литературу, современная газета победила книгу, и книг теперь не только не читают, но почти что и не пишут. Всякому своё, большому кораблю большое и плавание, но мы думаем, что будущность принадлежит не столичным газетам-простыням, а именно листкам, поместным листкам. Кичливые столицы давно уже чувствуют, как шаг за шагом их монополия первенства уступает натиску провинции, как юный провинциал из подростка вырастает в зрелого мужа».

 

А вот ещё одно письмо, из посёлка (на тот момент) Прейли. Его публикация говорит о том, что газета была намерена освещать события и проблемы всего двинского уезда:

 

«Господин редактор! Желательно, чтобы газета «Двинский Листок» отвела бы место и заботам об общественных нуждах нашего района. Газета исполнит этот долг самым добросовестным образом, если постарается путём гласного слова побудить интеллигенцию и общественных деятелей нашего местечка сделать хоть что-нибудь на пользу низшей братии. Местечко наше насчитывает в себе без малого три тысячи населения. Есть у нас зажиточные обыватели из купцов, промышленников. Есть у нас и чиновники, и общественные и правительственные учреждения. Есть у нас несколько интеллигентных семейств, но недостаёт у нас самого главного – сколько-нибудь вдохновляющего человека в награду за непосильный иногда труд на пути материальной жизни. У нас даже нет зародыша идеи пойти на помощь низшему сословию, чтобы сколько-нибудь избавить его от косни, в которой оно гибнет материально, физически и нравственно.

 

У нас существуют две лавки казённой винной торговли, делающие хороший оборот. У нас имеются кроме того два заведения частного трактирного промысла, которые делают отличные дела… По базарным и воскресным дням, как только успевают окончить службу в церквях, начинается пьянство мужчин, женщин и подростков, а к вечеру эти сотни людей теряют образ человеческий и скорее становятся похожими на животных. Читатель скажет, что всё это – старые вещи, но это неправда. Неужели в Прейлях не может существовать бесплатная или дешёвая чайная, конкурирующая с кабаком? Скромный мужичок весьма часто заходит в трактир единственно для того, чтобы обогреться. Там он застаёт знакомых за выпивкой, которые и ему подносят чарку. Не может же он оставаться в долгу за «поднесённую ему честь». Вот и начинается взаимное угощение, оканчивающееся на следующий день, а там «надобно похмелиться», ибо голова действительно трещит».

 

30 апреля 1900 года: первая городская общественная газета
Одна из характерных примет того времени – мальчики-газетчики, которые на городских улицах звонким криком зазывали прохожих купить свежий номер газеты. В первом номере «Двинского Листка» было напечатано объявление, предлагающее желающим подзаработать мальчишкам явиться в редакцию газеты. «Двинский Листок» выходил до 28 августа 1915 года, всего было напечатан 2241 номер.