Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Когда-то наш театр был театрально-концертной площадкой...

Когда-то наш театр был театрально-концертной площадкой...
27 марта отмечается Всемирный день театра. Незадолго до этого депутаты Даугавпилсской думы приняли решение о выделении 5000 евро из городского бюджета на издание книги рижского театроведа Силвии Гейкиной об истории Даугавпилсского театра. Книга выйдет на латышском языке.

Известно, что, помимо текста, в книгу «Даугавпилсский театр» войдет более 100 фотографий. Тираж составит 600 экземпляров, 100 из которых будут переданы Думе. Книги получит также ЛЦБ, а часть издания поступит в продажу. Презентация сборника, основанного в том числе на мемуарах, ожидается осенью текущего года.

Ощущая родство


В телефонном разговоре с Силвией Гейкиной газета «СейЧас» выяснила, что материал для своей книги она собирала в Даугавпилсском зональном архиве, Государственном архиве Латвии, в архиве Музея театра (Рига), а также в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее. Со слов театроведа, книга, работа над которой началась в 2011 году, будет включать следующие периоды истории театра: 1856–1914; 1920–1940; 1944–1963 и 1988–2014 гг. (С. Гейкина также автор монографии о Рижском ТЮЗе, закрытом властями в начале 1990-х годов).


Вопрос, почему, являясь жительницей Риги, Силвия озаботилась историей Даугавпилсского государственного театра, пролил свет на ее личную биографию. Оказывается, театровед и театральный критик – уроженка нашего города. В период Второй мировой войны ее мать, оставшись без поддержки мужа, который был репрессирован, перебралась жить в Ригу. Силвия, родившаяся в 1939-м, на момент переезда была совсем крохой. Ощущая родство с Даугавпилсом, она нередко навещает малую родину, при этом непременно бывает на театральных премьерах, эта традиция сложилась уже давно.


О даугавпилсском краеведе Ольге Владимировне Корниловой, неутомимой собирательнице галереи фотографий и страниц биографий актеров, в разные времена блиставших на сцене Городского театра, Силвия Гейкина, по ее признанию, слышала, но лично познакомиться не довелось.


Комментируя, по просьбе газеты «СейЧас», предстоящее издание книги о Даугавпилсском театре, О.В. Корнилова отметила, что в Зональном архиве есть около 600 фотографий актеров, которые в свое время делал фотограф театра Леонард Лапинский. Сама Корнилова сдавала в этот архив газетные публикации о театре, основанные на ее краеведческих изысканиях. Материалы Корниловой (дигитальные фотографии актеров и печатные публикации) хранятся также в Даугавпилсском музее.


«Предполагаю, что в книге С. Гейкиной большее внимание будет уделено латышским вкраплениям в историю нашего театра. С 19 декабря 1937 года режиссером был Роберт Мустап. Известно, что документы по латышской труппе театра были вывезены неким частным лицом во время отступления немцев. В 1959–1962 гг. погоду в театре также задавала латышская труппа, в этот период театр был музыкально-драматическим. Достаточно вспомнить постановку оперы "Травиата" Дж. Верди. В это время в Даугавпилсе "замахнулись" на русскую и латышскую драму, оперетту и оперу!

 

Нововведению способствовало то, что в 1959 году выпускники Рижской консерватории в полном составе были "пересажены" на почву даугавпилсской театральной сцены. Со студентами прибыли педагоги консерватории Милда Брехмане-Штенгеле и Менделис Баш, хормейстер Паул Квелде, а также художник Рудольф Пиладзис. Безусловно, то была яркая страница в истории театра. Интересно, в какой мере ее отразит в своей книге рижский театровед…» – говорила О.В. Корнилова.

Культуру в массы!


Как следует из пояснения Силвии Гейкиной, некоторые периоды в истории Даугавпилсского театра в книге будут пропущены. Театровед поясняет это тем, что ее в первую очередь интересуют профессиональные актерские труппы. Тем не менее театральная сцена в Даугавпилсе не пустовала даже в сложные моменты его бытия. Горожане посещали театр и в то время, когда он имел статус Даугавпилсской театрально-концертной площадки (1963–1988). (Русский драмтеатр, воссозданный Новиковым во время войны, а затем реформированный в музыкально-драматический, закрыли в 1963-м). Сегодняшние профессионалы, такие как Вера Храмникова, Владимир Дупак, делали свои первые шаги в коллективе под руководством Игоря Успенского (1937–1991).

 

Успенский учился на режиссерском факультете Ленинградского института культуры. Как только пошли разговоры о воссоздании в городе профессионального театра, он решил после окончания вуза навсегда связать свою жизнь с Даугавпилсом. В это время с даугавпилсскими и приезжими актерами работал также выпускник Щукинского училища режиссер Игорь Николаев. С 1970 по 1974 год было поставлено несколько спектаклей, но большого успеха у зрителей они не имели, что поубавило энтузиазма, многие по этой и иным причинам разъехались по домам. Успенский остался. Примечательно, что после разъезда творческому коллективу под руководством Успенского был присвоен статус народного. Стали добирать актеров через объявления в газете – формировалась труппа.


В апреле 1973 года директором Даугавпилсской театрально-концертной площадки (ДТКП) назначается Галина Ивановна Чайкина, которая вскоре сумела пробить в вышестоящих структурах средства на ремонт театрального зала, вестибюля, костюмерных... Долгожданные преобразования стали возможны, в том числе и благодаря поддержке Анны Федоровны Суны, возглавлявшей Городской отдел культуры. (Добавим, что до Чайкиной театрально-концертной площадкой руководила Светлана Радченко, дочь известной актрисы Лидии Радченко). Кстати, когда жители города шли в театр, никто не называл его театрально-концертной площадкой. Даже в местной газете («Красное знамя», 1971) под заголовком «Где провести свободное время» людей приглашали на спектакли в драматический театр, а не на ДТКП.

 

В это время на даугавпилсской сцене выступали самые разные театры Советского Союза. В отношении распространения билетов на постановки было налажено сотрудничество с профсоюзами городских предприятий, они покупали билеты, чтобы поощрить лучших рабочих походом в театр, что называется – культуру в массы. Бесплатные билеты получали и участники художественной самодеятельности Даугавпилса. Зритель даже немного разбаловался. Бывало, что билеты по факту проданы, а зрителей в зале немного. В подобных случаях выручали курсанты ДАТУ, руководство военного училища всегда и, главное, оперативно шло навстречу, присылая на спектакли своих воспитанников. В результате перед открытием занавеса театр оказывался полон.


Г.И. Чайкина вспоминает, что в Даугавпилсе гастролировал Московский театр Мимики и Жеста, Академический театр драмы из Ростова-на Дону, Харьковский областной театр драмы, Ленинградский государственный Малый драматический театр, Горьковский областной театр драмы и многие др. К 150-летию Ф.М. Достоевского даугавпилчане увидели спектакль «Бедные люди» в постановке Московского литературно-драматического театра ВТО (МЛДТ ВТО). В исполнении актеров этого театра были также показаны спектакли «Срочно требуются седые волосы» по новелле Ю. Нагибина и «Жаркое лето в Берлине» по роману Д. Кьюсак.

 

На гастроли МЛДТ в Даугавпилсе в газете «Красное Знамя» отозвался заслуженный артист Латвийской ССР режиссер и педагог Николай Фариновский, в свое время служивший в профессиональном театре. Интересно, что отзыв носил не только восторженный характер, но и содержал жесткую критику. Фариновский, в частности, писал: «Не все, конечно, равноценно в спектакле (речь о спектакле "Жаркое лето в Берлине"): есть в нем некоторые просчеты и неточности; просмотренный в пятницу спектакль шел неровно, были досадные актерские, световые и технические ошибки. В последние годы во многих театрах из внимания режиссеров и актеров выпало Слово: нечеткость речи, иногда даже неверные логические ударения делают речь трудно понимаемой. В спектаклях не уделяется должного внимания работе над интонациями, что является минусом в сценической культуре спектакля». Такая рецензия даугавпилсского критика не позволяла расслабляться, актеры делали выводы.

«В нем было много рыцарского…»


В 1975 году Игорь Успенский поставил один из своих лучших спектаклей – «Матерь человеческая» по повести В. Закруткина. Главную роль исполнила Вера Храмникова. Спектакль признали лучшим среди постановок народных театров Латвии. В это время Г.И. Чайкина уже была директором городского Дома культуры под крышей тогда Народного дома (Дом Единства), ДТКП возглавила Леонтина Раубишка, проработавшая в директорской должности продолжительное время.


Ветераны Даугавпилсского народного театра отмечают, что в нем соблюдались все законы профессионального театра.


«Когда Министерство культуры озвучило решение о воссоздании профессионального театра, встал вопрос об организации подготовительных актерских курсов, после их окончания можно было поступать на актерское отделение, действующее при Латвийской консерватории. И подготовительные курсы, и курсы актерского мастерства, входившие в программу актерского отделения, вел Успенский, а госэкзамены по окончании обучения принимала Вия Артмане», – делился воспоминаниями актер ДГТ Владимир Дупак. В 1979 году Дупак поступил на режиссерское отделение Щукинского театрального училища. Позднее на это же отделение поступила В. Храмникова. В 1988-м воплотилась актерская мечта – театр в Даугавпилсе был воссоздан как профессиональный. Но как не наделить добрым словом ДТКП – площадку, явившуюся связующим звеном между 1963 и 1988 годом, своеобразным мостиком, позволившим не угаснуть творческой искре в предложенных историей обстоятельствах. Мостик продержался 25 лет! Для тех, кто знал режиссера и сценариста Игоря Успенского, он остался в памяти неутомимым тружеником сцены.


«Это был человек не нашего времени, он называл себя разночинцем. Бабушка Игоря Валерьевича работала когда-то помощником режиссера Даугавпилсского театра, а дед был талантливым актером. Успенский проникся театром с детства, начинал с рабочего сцены. У него осталось много учеников, – отзывается об Успенском Храмникова. – Все, что мы знаем сегодня о театре, мы прежде всего знаем от него. Народный театр ставил "Сирано де Бержерака", в котором Успенский играл главную роль, "Орфей спускается в ад" и другие спектакли. Игорь был эрудированным интеллигентом, потрясающе интересным в общении. Говорил так, что его хотелось слушать бесконечно. Хорошо рисовал, мастерски делал наброски, шаржи, писал стихи. Не жалея себя, много работал и много читал хорошей литературы. Сегодня таких, как он, – людей благородной души, встретить трудно. Я всегда думала: "Успенскому бы играть Дон Кихота, в нем было много рыцарского…"»