Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

И никому не было дела до его прошлых заслуг и наград…

И никому не было дела до его прошлых заслуг  и наград…
С марта 1915 года помощником уполномоченного 30-го передового санитарно-питательного отряда Всероссийского национального союза являлся Степан Родионович Кириллов (1877–1960). Позднее он стал уполномоченным этого отряда. Кириллов участвовал в эвакуации Двинска, в качестве ответственного лица сдавал имущество Двинского старообрядческого лазарета для раненых воинов Двинскому военному госпиталю (июль 1915 г.). Шла Первая мировая война… 


Мещанин Степан Родионович Кириллов и сам был двинским старовером. Из его биографии следует, что после окончания 1-го Двинского училища он выдержал экзамен в Екабпилсе на звание учителя народного училища, став первым полноправным старообрядческим учителем в Витебской губернии. В 1907–1911 гг. он обучал детей старообрядцев в двухклассном училище. Степан Родионович избирался гласным Двинской городской думы (1907), членом Уездного училищного совета от земства. Являлся почетным блюстителем Двинского женского старообрядческого училища. 25 октября 1912 года Кириллов избирается в IV Государственную думу Российской империи от Витебской губернии. Первоначально входит во фракцию Русских националистов и умеренно-правых, после раскола объединения (1915) – в группу сторонников П.Н. Балашева. Кириллов был членом нескольких комиссий: бюджетной, по местному самоуправлению, сельскохозяйственной, по старообрядческим делам, по городским делам. Председательствовал в Старообрядческом совещательном собрании при РГД.


В 1913–1914 гг. Кириллов состоял слушателем лекций народного университета в Соляном городке (Санкт-Петербург) по предметам сельского хозяйства. Степан Родионович был женат, имел двоих детей. Его дом в Двинске, согласно архивным данным, оценивался в 1275 рублей. Заняв должность заместителя председателя Двинской уездной земской управы, Кириллов заведовал народным образованием и агрономией всего уезда с годовым жалованьем в 2 тыс. рублей.


После Февральской революции (1917) он стал одним из организаторов Всероссийского старообрядческого союза, избирался председателем Временного совета старообрядцев, на который возлагалась задача по объединению старообрядцев всех согласий (март–апрель 1917 г.). В Первую мировую войну в качестве уполномоченного, а затем начальника отряда Кириллов оказался в Карпатах, Галиции, Румынии и других местностях Всероссийского национального союза. В тяжелейших условиях, часто под артиллерийским обстрелом надо было оказывать помощь раненым, обслуживать сводный конный корпус. Заслуга Кириллова в это время – организация перевязочных летучек с развертыванием в течение трех минут при кавалерийских атаках. За самоотверженный труд на передовых позициях Степан Родионович был награжден орденом Св. Георгия. На юге России Кириллов вместе с семьей находился с 1918 по 1921 гг. В этот период его неоднократно приговаривали к расстрелу то красные, то белые. Но, казалось бы, в безвыходных ситуациях выручали природные смекалка и спокойствие.

 

В конце 1921 года Кирилловы вернулись в Двинск, где глава семьи сразу был избран гласным Двинской городской управы, председателем думской ревизионной комиссии. А 10 декабря 1921 года на II Старообрядческом съезде Кириллова избирают членом ЦК по делам старообрядцев Латвии. 1928 год приносит победу на выборах в III Сейм ЛР – Кириллов становится депутатом по Земгальскому избирательному округу от блока православных и старообрядческих избирателей. Большую популярность среди русского населения Латвии С.Р. Кириллову принесла его деятельность по созданию сельскохозяйственных и кредитных кооперативов. В 1929 г. вместе со своими сторонниками Кирилов учреждает Совет старообрядческих Соборов и съездов Латвии. Среди лиц, поддерживающих начинание: И.Н. Заволоко, А.И. Формаков, И.Ф. Юпатов. В конце Великой Отечественной Кириллов покинул Латвию, однако, как только война закончилась, решил вернуться. На родине его ждали уже совсем другие условия жизни. Бывший депутат РГД, бывший депутат Сейма ЛР, видный старообрядческий деятель живет в скромной комнате коммуналки, получая мизерную пенсию. Никому нет дела до его прошлых заслуг и наград… Увы, такова жизнь.


Степан Родионович Кириллов скончался 8 июня 1960 года после тяжелой и продолжительной болезни. Похоронили его на Ивановском кладбище в Риге. Благодаря своим природным способностям, несмотря на скромное, в общем-то, образование, этот незаурядный человек смог сделать блестящую карьеру, способствовал просвещению староверия, укреплению его хозяйственного положения. Латвийские староверы помнят и чтят его имя.