Уникальный фарфор добрался до Даугавпилса3
Предприниматель, миллиардер и учредитель благотворительного фонда «Поколение» П. Авен известен меценатской деятельностью. Он не забывает о своих латвийских корнях: его дед Янис Авен был латышским стрелком и погиб в советское время. Коллекция рижского фарфора много лет широкой публике была недоступна, в 2012 году ее показали в Москве, и далее она начала «путешествовать» по Латвии: побывала в Риге, Валмиере, Елгаве, Лиепае, осенью отправится в Цесис. По словам куратора выставки, искусствоведа Людмилы Неймышевой, для П. Авена, ценящего свои латышские корни, принципиально важно не только собрать художественно качественную коллекцию, но и хранить и показывать ее на земле, где были созданы эти замечательные произведения искусства. В будущем планируется также показ этой коллекции фарфора в Лондоне и Берлине, о чем Л. Неймышева рассказала компании DAUTKOM.
Прибывший на открытие экспозиции в Даугавпилсе исполнительный директор благотворительного фонда «Поколение» Игорь Басс поблагодарил городское самоуправление за сотрудничество и отметил, что «Поколение» в Латвии занимается в первую очередь детским здравоохранением и культурным обменом. Для детских больниц не только приобретается необходимое оборудование, в них также реализуются различные программы, например, «Доктор клоун», помогающая детям преодолевать боль, страх и другие негативные эмоции, связанные с процессом лечения. Если говорить о культурном обмене, то недавняя постановка Кирилла Серебренникова «Сны Райниса» в Латвийском Национальном театре тоже не обошлась без поддержки названного благотворительного фонда.
Открытие выставки сопровождалось блестящим рассказом Л. Неймышевой. Если кратко, то она рассказала, что производство фарфора в Риге началось в середине 19 века, когда в Московском предместье русский предприниматель Сидор Кузнецов создал свое предприятие; с 1886 года работала фабрика немецкого предпринимателя Якоба Ессена, а с 1887 года - один из семи заводов Товарищества Кузнецова. Развитию фарфорового производства способствовали наличие в Латвии необходимого сырья и порты, обеспечивающие экспорт готовой продукции.
В начале 20 века в независимой Латвии стали думать о создании фарфоровых изделий, одухотворенных национальными идеями. В 1925 году три художника-модерниста – Роман Сута, Александра Бельцова и Сигизмунд Видбергс – открыли мастерскую по росписи фарфора Baltars (от латинского Ars Ваltiса - искусство Балтии). Этим названием авторы подчеркнули связь своих художественных идей с конкретным местом, народом, его пониманием прекрасного и традициями, веками складывавшимися на этой земле. С этого момента роспись фарфора становится самой молодой и перспективной областью искусства Латвии, происходит рождении рижского художественного фарфора.
Созданные в Baltars работы были награждены золотой медалью на Международной выставке декоративного и индустриального искусства в Париже. Но несмотря на успех, существование мастерской имело под собой весьма шаткую материальную основу, она периодически испытывала финансовые кризисы, так как из-за высокой себестоимости изделий деятельность художников фактически не приносила дохода, а средств подчас не хватало даже на приобретение готовых форм. Художники создавали уникальные произведения, которые могли приобретать только люди состоятельные. Выхода к широкому потребителю у них не было, впрочем, массовое производство никогда не являлось их целью, не было и государственной поддержки. Противоречие между творчеством и рентабельностью было заложено уже в самой идее создания уникальных произведений искусства, и в этих обстоятельствах не могли сложиться условия, которые бы обеспечивали дальнейшее развитие мастерской. Baltars перестала работать в 1928 году.
Недолгая деятельность мастерской и ее художников оставила яркий след не только в истории латышского декоративного искусства. К сожалению, фарфор хрупок, поэтому сохранилось сравнительно немного работ, и сегодня изделия с маркой Baltars становятся предметом гордости музейных и личных коллекций. Наследие Baltars является неотъемлемой частью Культурного канона Латвии, в который включены все наиболее значимые достижения культуры, и его следует рассматривать как вклад латышского классического модернизма в историю искусства XX века.
Позже, в 30-ые годы прошлого века, в Риге появились еще две мастерские по росписи фарфора – Burtnieks и Ripors. Идеи национального романтизма получили свое развитие; постоянной, повторяющейся в различных вариантах темой стали жанровые мотивы из народной жизни, девушки и юноши в народных костюмах, серии композиций на темы народных песен. Эти мастерские просуществовали тоже недолго, а в 1934 году было учреждено акционерное общество «М. С. Кузнецов» фабрика фарфоровых, фаянсовых и керамических изделий». Многие художники стали активно сотрудничать с эти акционерным обществом, чей стенд был представлен и отмечен на международной выставке в Брюсселе уже в 1935 году, а на выставке в Париже в 1937 году А/О «М. С. Кузнецов» получило Гран-при.
«Сегодня от бывшей кузнецовской фабрики остались только фабричные трубы. И тем важнее память о былом, о творческом азарте и достижениях, запечатленных в прекрасных формах и чистых красках фарфора и сохраненных для будущего в музейных и личных коллекциях», - сказала в заключение Л. Неймышева.
Выставка «Коллекция фарфора» продлится в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее до 29 апреля.