Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

«Долой власть!»: антигосударственные провокации в истории Даугавпилса

«Долой власть!»: антигосударственные провокации в истории Даугавпилса
Как известно, на днях ПБ идентифицировала лиц, связанных с распространением в интернете изображений, популяризующих идею «Латгальской народной республики». Если заглянуть в историю, то выяснится, что Даугавпилс и Латгалию в общем постоянно будоражили антигосударственные идеи. Сегодня мы вам расскажем о двух громких делах на эту тему из 30-х годов прошлого века.

Коммунистическое подполье действует! Ночь с 15 на 16 октября 1934 года для служащих криминальной полиции Даугавпилса была бессонной. По их сведениям именно в эти ночные часы в город должна была прибыть партия контрабандного шелка. Полицейские вышли на охоту, прочесывая весь город. И вот она – удача! Вдали шел человек с бросающимся в глаза даже в темноте большущим пакетом. Мужчина, обнаружив, что его преследуют, спешно свернул на Зеленую улицу (ныне – Имантас). Тут его и задержали, потребовав пройти в участок. Но незнакомец оказался прытким малым и оказал сопротивление стражам порядка. Благодаря подоспевшей подмоге его удалось все-таки скрутить и доставить в полицию.

 

В участке пакет вскрыли, но каково было удивление полицейских, когда вместо контрабанды они обнаружили в нем коммунистические прокламации с призывами свергнуть нынешний буржуазный строй. Их разнообразие просто поражало. Начали выяснять личность задержанного, им оказался инкассатор одной из даугавпилсских фирм Соломон Мурин, который уже попадал в поле зрения политического управления, где был известен как работник коммунистического подполья. Еще в 1926 году он был членом спортивного общества «Энергия», которое было закрыто за деятельность, направленную на подрыв существующей власти. Туда, в политическое управление, со всеми вещественными доказательствами его и передали. После расследования Мурин оказался в Даугавпилсской тюрьме, где более трех месяцев ожидал суда.

 

31 января 1935 года дело разбиралось на выездной сессии военного суда в Даугавпилсе. В приговоре суд подробно перечислил все доказанные судебным следствием этапы антигосударственной коммунистической деятельности подсудимого: «Свою преступную деятельность С. Мурин начал несколько лет тому назад, состоя руководителем антивоенной секции даугавпилсского союза коммунистической молодежи. Будучи призванным на военную службу, он продолжал коммунистическую деятельность: вел коммунистическую агитацию в армии, распространял прокламации с призывом к непослушанию начальства. По окончании отбывания воинской повинности вошел в даугавпилсский городской комитет коммунистической партии как техник и организатор, активно работая во вред государству».

 

На суде Мурин сознался, что был записан в коммунистическую партию, но никакой активности не проявлял. Несмотря на то, что прокурор требовал для обвиняемого пожизненного заключения с принудительными работами, суд оказался более жесток: Мурин был приговорен к смертной казни через повешение. Этот приговор был обжалован и под давлением протестов со стороны СССР и Коминтерна военный министр Латвии Я. Балодис заменил его на 15 лет тюрьмы. Бывшему подпольщику пришлось отсидеть только пять: с приходом в Латвию Советской власти его освободили. Громкое дело получило свое продолжение в 1997 году, когда Мурину, как бывшему служащему НКВД и органов безопасности, было предъявлено обвинение в геноциде. Но судебный процесс не состоялся – обвиняемый покончил жизнь самоубийством в тюремной больнице.

 

«Я буду бороться до последней капли крови!». 2 февраля 1933 года на даугавпилсском православном кладбище хоронили погибшего от несчастного случая рабочего железнодорожных мастерских Даугавпилса Александра Юхно, который был известен многим горожанам, как старый член Латвийской коммунистической партии. На похороны пришли примерно 1500 человек. После погребения с речью выступил отец Александра Юхно, который, помимо прочего, заявил, что его сын все время боролся против порядка существующей власти и выступал за ее свержение. В ответ на призыв полицейского надзирателя Мурниека прекратить выступление, поднялся шум. После этого взял слово молодой человек, как выяснилось позже, это был депутат Сейма Ершов. Из его уст прозвучали многочисленные призывы антигосударственного характера, например:

 

«Товарищи, нам нужно держаться до последней капли крови, чтобы свергнуть нынешний буржуазный строй в Латвии, который угнетает рабочих!»; «Держитесь, товарищи! Не поддавайтесь, нужно раз и навсегда свергнуть эту власть буржуазии!».


Мурниек снова попытался пресечь эти речи, однако получил от агитатора удар под дых. «Я буду бороться против вашего буржуазного устройства до последней капли крови! Вы меня не заткнете!», - прокричал бунтарь. Для его задержания был вызван полицейский наряд. После выяснения его личности и допроса, депутата отпустили. Это дело обсуждалось спустя несколько дней в Сейме. Депутаты от левых сил утверждали, что Ершова в полицейском участке избивали. С трибуны по этому поводу выступил министр внутренних дел Я. Каулиньш, который официально заявил, что полицейские действовали в рамках закона и никакого применения насилия с их стороны не допускалось. При этом он подчеркнул, что рабоче-крестьянская фракция Сейма использует любой подходящий случай для того, чтобы „заняться подстрекательством против существующей власти, натравливанием народа на нынешний Сейм, а также подрывом устоев демократического государства”.

 

Наш портал уже рассказывал и о самом Леониде Ершове, и о его антигосударственных выходках. Чем же все это закончилось лично для него? Незадолго до того, как Сейм принял решение о предании суду некоторых членов рабоче-крестьянской фракции за подрыв государственного порядка, ему удалось бежать в СССР. По сведениям газеты «Сегодня» в Москве Ершов был обвинен в провокации его бывшим коллегой И. Межулисом и арестован.

 

Из-за недоступности архивов ФСБ  России на данный момент невозможно реконструировать последние этапы жизни двинского коммуниста.