Но, как оказалось, еще живо в наших краях движение, которое дает своим приверженцам знания и опыт, необходимые и ценные во все времена. Несколько родителей-энтузиастов пытаются возродить в Даугавпилсе традиции скаутинга. Ведь, как показывает более чем столетний опыт, дети, ставшие скаутами, вырастают добрыми, самостоятельными и, скажем так, «правильными» людьми. Желая научить своих сыновей и дочерей взаимовыручке и самостоятельности, родители отдают их в скаутский лагерь.
Такой лагерь, кстати, проходил в Даугавпилсе этим летом. А за несколько дней до Нового года наш город принял международный слет скаутов. Здесь тон задавали соседи-литовцы. У истоков скаутского движения в Висагинасе стояли среди прочих две замечательные женщины – Лариса Хречкова и Людмила Воеводина, которые и приехали в этот раз навестить Даугавпилс. Более 20 лет они на общественных началах ведут за собой молодых скаутов. В этом небольшом литовском городке сегодня не менее 35 активных скаутов. В Даугавпилсе же их всего около 10, и для создания полноценного отряда нужны руководители, или скаут-мастера. Одна из мам и бабушек, чьи дети и внук уже не первый год посещают скаутские слеты и лагеря, Алла Ринкевич призывает откликнуться всех, кто заинтересован в развитии скаутского движения в нашем городе. Опыт литовцев доказывает, что это дело очень нужное, но держится оно только на энтузиазме активистов-общественников. Таковые и разыскиваются теперь в Даугавпилсе.
А теперь пару слов о том, что рассказали и показали даугавпилчанам и рижанам литовцы во время последнего слета. В течение нескольких дней ребята, разбившись на группы, проходили мастер-классы под руководством опытных скаутов: учились вязать узлы, шить, оказывать первую помощь, разучивали песни, развивали логику и изобретательность. Эти навыки затем пригодятся им как в летних лагерях на природе, так и в жизни.
Лариса Хречкова рассказывает, что мальчишки-скауты сами пришивают себе пуговицы на одежду, девчонки умеют рубить дрова и разводить костры. Скауты сохраняют холодный ум в любых стрессовых ситуациях, а в любое дело и слово вкладывают частичку своего горячего доброго сердца.
Скаутский лагерь строится с нуля на открытом пространстве в лесу. При помощи топора и веревок скауты сооружают из сучьев и стволов деревьев так называемые патенты. Так, у них появляются отдельные туалет, кухня, место для занятий. Все предметы быта, посуда разложены по сооруженным полочкам. Лагерь – это возможность для скаутов и новобранцев проявить себя и заработать галстук определенного цвета, лесное имя или нашивку за прохождение испытания. Активные скауты – это молодежь в возрасте от 10 до 16 лет. До этого возраста все приверженцы скаутинга называются «бельчатами» и «волчатами» и тоже могут постигать азы наравне со старшими товарищами. Но после 10 лет начинается самое интересное.
Например, одна девочка из Риги рассказывает, как получила очередную нашивку за то, что проспала восемь часов на дереве. Чтобы не упасть во сне, привязала себя веревкой с применением особых узлов. У нее на галстуке прожжена дырочка. Это означает, что у нее есть лесное имя – Белка. На концах галстука завязано два узелочка. Когда скаут делает доброе дело, он развязывает узелок. За день нужно сделать как минимум два добрых дела, чтобы развязать оба узелка.
Между собой скауты здороваются рукопожатием левой руки, ведь она ближе к сердцу. А приветствуют друг друга салютом: жестом из трех поднятых вверх пальцев и скрещенных на ладони мизинца и большого пальца. Три пальца означают долг перед Богом, перед самим собой и перед окружающими. Большой палец всегда поверх мизинца – в знак того, что старший покровительствует младшему.
Кому-то весь этот символизм покажется странным и ненужным, однако именно эти символы и традиции позволяют скрепить настоящее братство, участие в котором оставляет след на всю жизнь.
«Наши скауты вырастают, разъезжаются по всему миру, но при этом остаются скаутами навсегда. Я, например, твердо знаю, что никогда не останусь без работы и без крова, потому что по всему миру есть множество людей, прошедших нашу школу, которые всегда будут рады принять меня, – говорит одна из руководителей скаутского движения Висагинаса Людмила Воеводина. – Скаутинг – это игра в доброго рыцаря, но через игру люди на самом деле становятся более добрыми, ответственными и самостоятельными. Ленивые и эгоистичные дети, если и приходят к нам, то со временем сами отсеиваются».
Даугавпилчанка Алла Ринкевич рассказывает, что когда хотела отдать сына в скаутский лагерь в Германии, то ее предупредили: если новичок, то только до 12 лет! По опыту немцев, позже уже практически невозможно привить ребенку скаутские ценности, развить в нем ту ответственность за ближнего и то умение постоять за себя, какие свойственны настоящим скаутам.
Люди, заинтересованные в развитии скаутинга в Даугавпилсе, могут связаться с организатором международного слета в нашем городе Аллой Ринкевич по тел. 26431447.