Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

Скауты: дружная, сплоченная и миролюбивая молодежь двадцатых годов

Скауты: дружная, сплоченная и миролюбивая молодежь двадцатых годов
3 декабря 1921 года местные учащиеся средних школ пол руководством директора Вогулана организовали первую дружину скаутов в Латгалии. Она получила название Даугавпилсский кружок скаутов. Портал Грани.lv решил выяснить, как жили латвийские скауты и гайды в двадцатых и тридцатых годах прошлого века и рассказать вам самое интересное.

Военная организация или миролюбивая молодежь? 90 лет назад в латвийском обществе бытовало заблуждение, что скауты – это военная организация. Этот миф дошел и до нашего времени. Но вот что писал рижский еженедельник „Для Вас” в 1934 году:

 

«Скаут ужасно миролюбив и совсем не страшен. Составляя свои правила скаутизма, Баден-Пауэлл (британский основатель скаутского движения) решил, что скаут, здороваясь, должен подавать левую руку. Правую – „руку, держащую меч” – подавали друг другу римские гладиаторы, чтобы обезопасить себя от нечаянного нападения. Скаутам опасаться нечего. Скаутский девиз „будь готов” значит очень много. Он призывает скаутов не только к готовности с честью встретить все дурные и хорошие жизненные случайности. Скаут „всегда готов” также дружески приветствовать брата – скаута, протягивающего ему руку из другой страны. Пусть он не поймет языка, на котором говорит другой, но у него всегда найдется общий язык – язык скаутизма и братской дружбы».

 

Скауты и политика. Масла в огонь подливали политические скандалы, связанные со скаутской организацией. В 1924 году левые социал-демократы в Сейме возражали против того, что учащиеся могут состоять членами организации скаутов. Кроме того, они выражали свое недовольство тем, что некоторые лица, которым доверено воспитание молодежи, слишком много занимаются политикой и учреждают фашистские ордена. Поводом для этого громкого заявления послужил слух, что „вооруженные ножами скауты в Вендене (Цесис) напали на учащихся меньшинственных школ”.

 

Просветительная комиссия Сейма приняла резолюцию, которая гласила, что на учителей возлагается моральная ответственность за доверенных им учащихся. В этом же году еврейское общество скаутов в Латвии потребовало опровержения заметки, напечатанной в одной из республиканских газет, в которой утверждалось, что деятельность этой организации нелегальна. Однако общество в законном порядке было зарегистрировано в окружном суде.

 

Скауты: дружная, сплоченная и миролюбивая молодежь двадцатых годов
Скаутская свадьба. О том, насколько дружны и сплоченны скауты и гайды, свидетельствует следующий случай. В июне 1935 года в рижской Церкви Всех Святых состоялся необычный акт венчания. Скаут 100-й дружины Николай Степанов бракосочетался со старшей гайдой 9-й гайдской дружины Алефтиной Шаркуловой. Бракосочетание собрало многочисленную публику. Жених и шафера были в скаутских формах. Обряд был совершен настоятелем Всехсвятской церкви протоиереем Алексеем Торопогрицким. Новобрачные получили множество поздравительных телеграмм от организаций молодежи.

 

Скауты: дружная, сплоченная и миролюбивая молодежь двадцатых годов
Скауты в летних лагерях. Описание жития-бытия скаутов и гайд очень напоминает пионерский быт. Что еще раз доказывает то, что советская пионерия позаимствовала у скаутов очень многое. Предлагаем вам проникнуться атмосферой латвийского скаутского лагеря образца 1924 года в Зегевольде (Сигулда) и сравнить все это с летним отдыхом пионеров:

 

«В одном конце лагеря – палатки скаутов, в другом – гайд. Повсюду образцовая чистота. Посреди площадки высятся 2 мачты, перед ними расхаживает скаут-часовой, трубным звуком возвещающий о приезде гостей. Из палаток высыпают „хозяева”. Радостные и возбужденные лица. Уже скоро 2 недели, как они тут. Домой им не хочется, и они с неохотой думают о возвращении. Вид у всех бодрый. Чувствуется, что пребывание на свежем воздухе оказало свое благотворное влияние. Приглашают к себе, в палатки. В глинистой почве вырублены нары и подобие стола. Скаут должен уметь довольствоваться малым, и приспосабливаться даже к самым невыгодным обстоятельствам.

 

Скауты: дружная, сплоченная и миролюбивая молодежь двадцатых годов
Рано утром трубач трубит сбор. В течение нескольких минут все умыты, одеты и стоят, выстроившись перед своими палатками. Совершается утренняя молитва, после чего поднимаются на мачтах знамена, и лагерная жизнь вступает в свое обычное русло. Под руководством опытных инструкторов делается гимнастика. Затем все отправляются к реке купаться. Вернувшись, отдыхают, в то время, как дежурные по кухне готовят обед. Обед простой, но сытный, способный удовлетворить даже „волчий аппетит” набегавшейся на свежем воздухе молодежи. Скауты гостеприимны и предлагают гостям принять участие в их трапезе. В промежутке между отдельными блюдами (посуды мало и приходится ее мыть) распевают веселые песни, в которых прославляются важные качества картошки. Поют на разных языках, даже на своеобразно звучащем китайском наречии. После обеда большая часть снимается с лагеря и отправляется показывать прибывшим окрестности. Надо видеть, с какой ловкостью и проворством они карабкаются по горам...»

 

Дружба народов. Ну, а напоследок приведем еще одно небольшое описание из жизни скаутского лагеря в Асари (1934 год), свидетельствующее о том, что скауты любой национальности и любого цвета кожи могли найти общий язык:

 

«В „полотняном городе” скаутских палаток, рассыпавшихся среди приморских дюн, идет большая работа. Англичанин Джон, сидящий у общего костра рядом с латвийским Янисом, веселый Ванька из русской дружины, только что сбивший с ног нежданной подножкой поляка Яна, а затем потащивший его купаться. Они пожалуй только посмеются, если назвать их в глаза „членами Лиги Наций”. Но они не забудут друг друга и встретившись позже, став уже взрослыми людьми, скорее смогут договориться и найти общий язык, чем их почтенные деды, ломающие головы над вопросами „мирового” значения на бесчисленных и бесплодных конференциях».