День в истории: 1994 год, дерзкий побег заключенных из Гривской тюрьмы3
В помещении стоял домкрат, вокруг были разбросаны обломки металла и мешки с одеждой. Обо всем этом было немедленно сообщено инспектору оперативной части тюрьмы. Прибывшие на склад охранники обнаружили в одной из стен дыру около полуметра в диаметре, которая вела в банный гардероб. В срочном порядке была проведена утренняя проверка осужденных – не хватало 18 человек. После сверки осужденных с использованием их личных карточек и фотографий, все же было выяснено, что сбежало 15 зеков. О чрезвычайном происшествии доложили начальнику тюрьмы, была объявлена тревога с усилением режима охраны и подключением даугавпилсской полиции, пограничников и земессаргов.
«Наши сотрудники спят по два-три часа в сутки, чтобы удержать ситуацию под контролем. Оставшиеся в зоне заключенные бузят, работают „на прикрытие”. Они прекрасно знают, что наш оперативный отдел занят поимкой бежавших преступников. Мы выявляем их связи, контакты, возможные места встреч с родственниками и друзьями. Работа огромная и кропотливая. А чем неспокойней в зоне, тем меньше времени и возможностей ее проводить. Но мы делаем все от нас зависящее. И, кстати, комиссия из Министерства внутренних дел, которая здесь работала, не обнаружила каких-либо нарушений в документации. Другое дело, что в работу вмешивается „человеческий фактор”. Действительно, имеет место пьянство среди надзирательского состава, контакты с осужденными. За подобные нарушения мы безжалостно выгоняем с работы» (из беседы начальника Гривской тюрьмы Эрика Кислицкого с корреспондентом газеты „Динабург” спустя некоторое время после побега).
Каким же образом такой большой группе бандитов удалось совершить столь дерзкий побег? Проверка показала, что к побегу готовились чуть больше месяца. Один из тюремных „авторитетов” собрал группу из семерых сподвижников для реализации своего плана. Местом для совершения задуманного была выбрана раздевалка в бане – год назад зеки в ней уже пытались проломить стену, но тогда этот пролом был найден и замурован. Теперь же к делу подошли основательно. Зэки использовали ломы, самодельное сверло, пилу по металлу и даже сварочный аппарат. Один из осужденных был назначен начальством тюрьмы работником бани, в ней он и проживал, помогая группе пытающихся сбежать. Имея ключи от банно-прачечного комплекса, он запускал зеков ночью вовнутрь бани и запирал их на замок снаружи. С каждой ночью увеличивающаяся дыра тщательно маскировалась и закрашивалась. А в самую последнюю ночь, уже пробившись наружу в пищевой склад, стена была замаскирована куском картона с нарисованными кирпичами.
Вечером перед побегом в бане для храбрости и успеха предприятия группа „активистов” распила заранее припасенное спиртное. После часа ночи, когда зона уже крепко спала, бежавшие во главе с „авторитетом” в количестве восьми человек благополучно покинули территорию тюрьмы. Они выбрались из окна склада, выдавив решетку на нем заранее прихваченным из механической мастерской гидравлическим домкратом. В последующие несколько часов из тюрьмы подобным образом сбежало еще семеро смелых зеков.
На 8 ноября 10 из 15 преступников были задержаны, причем пятеро попались в руки российских милиционеров в Пскове. Их взяли при совершении новых преступлений. Троих задержали работники городской полиции, а одного – жители даугавпилсского района, на помощь которым вовремя пришла сторожевая собака-овчарка. Первый из беглецов был задержан в Витебской области. Сбежавший Александр Босулаев после побега и до его поимки успел за это короткое время стать соучастником убийства двух человек.
Этот знаменательный побег стоил министерского портфеля министру внутренних дел Гирту Валдису Кристовскису. Дело в том, что в этом же году в Латвии до побега из Гривской тюрьмы был совершен более громкий побег – из Парлиелупской тюрьмы на свободу выбрались 89 осужденных (семеро из них не найдены до сих пор). После побега на Гриве 28 октября Кристовскису ничего не оставалось, как подать в отставку.