Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Министр огорчен урезанием бюджета

Министр огорчен урезанием бюджета
В минувший четверг в Даугавпилсе с рабочим визитом находился министр обороны Латвии Имантс Виестурс Лиегис. Он побывал в 34-м батальоне Земессардзе, а затем встретился с мэром города.

Имантс Виестурс Лиегис отметил, что побывал в воинских подразделениях Алуксне, Резекне и Даугавпилса. Главная цель – ознакомить военных с тем, что происходит в военной отрасли Латвии.

 

Как заметил Имантс Виестурс Лиегис, он огорчен тем, что экономия государственного бюджета коснулась больше всего именно военного ведомства Латвии. Бюджет Министерства обороны срезан до 134 млн латов и ныне составляет лишь 1,4% от внешне-валового продукта (ВВП).

 

С мэром Даугавпилса Янисом Лачплесисом министр обсудил три основных вопроса. Во-первых, реконструкцию Даугавпилсской крепости. Имантс Виестурс Лиегис не скрывает, что рад ее развитию. По мнению министра, это благоприятно отразится и на образе латвийских военных. В частности, на 34-м Артиллерийском батальоне Земессардзе. Во-вторых, обсуждался вопрос о том, как оборонная сфера может помочь латвийской экономике. В частности, министр выразил стремление способствовать развитию французского предприятия Axon Cable в Даугавпилсе, специализирующегося на производстве оптических кабелей. И, наконец, министр выразил удовлетворение сотрудничеством между Даугавпилсским самоуправлением и военным ведомством – он благодарен Думе, которая помогает в организации лагерей для яунсаргов.

 

Что же касается приоритетов, то у Имантса Виестурса Лиегиса их три. Главным остается сохранение ограниченного контингента латвийских военных в Афганистане, где ныне находятся 174 военнослужащих.

 

Кроме того, министр намерен поддерживать инвестиционные проекты НАТО. В частности, развивать аэродром в Лиелварде. В планах г-на Лиегиса – поддерживать учения на территории Латвии, в которых будут участвовать военные стран Балтии и Америки.

 

Ответил министр обороны и на вопросы журналистов.

 

– Говоря об экономии: так ли необходимо в Латвии отдельное Министерство обороны (в свое время это министерство было создано в угоду небольшому политическому объединению, входящему в парламент – прим.), учитывая, что наша армия не такая уж и большая? Может, стоило это министерское ведомство объединить с МВД?

 

– Я считаю, что у любой страны-участницы НАТО должно быть Министерство обороны. Поэтому говорить о его ликвидации – это абсурд. Но хочу отметить, что необходимо взаимное сотрудничество между Земессардзе и погранохраной, исключая дублирование функций. Об этом я говорил на встрече с военнослужащими в Резекне. Что же касается экономии, то, например, мы решили продать два из пяти торпедных катеров, которые планировали купить для нужд военно-морского флота.

 

– Сегодня латвийские военные используют устаревшее оружие. Планируется ли покупка нового вооружения?

 

– Сегодняшняя финансовая ситуация не позволяет покупать новое вооружение, поэтому приходится обходиться тем, что есть. Выходящее из строя оружие ремонтируется. На данный момент со всеми задачами справляемся тем арсеналом, который у нас есть.

 

– За последние несколько лет было много скандалов, связанных с военным ведомством. Это и кражи оружия и боеприпасов, и разбазаривание госсредств. Дело дошло до группового убийства в Марупе, где были застрелены двое военнослужащих, а преступление совершил бывший офицер военно-морских сил. Кто виноват в том, что создалась такая ситуация?

 

– Я занял пост министра обороны чуть менее полтора года назад. И первое, на что я обратил внимание, – это рациональное использование денежных средств в военном ведомстве. Также большое внимание было уделено дисциплине в армии. И сегодня серьезных нарушений в латвийских вооруженных силах нет.

 

– Год назад была идея переместить 34-й Артиллерийский батальон Земессардзе в другой регион. Эта идея еще актуальна?

 

– Мне известно, что полигон в Даугавпилсе сложно использовать для стрельб. Он находится вблизи леса, и имеются большие проблемы с безопасностью. Но стрельба – это всего 10% учений, поэтому в передислокации батальона не вижу никакого смысла. Мы с новым командиром НВС Раймондом Грубе обсуждали возможность расширить полигон в Даугавпилсе.