Кто в Даугавпилсе «откапывает» свою историю?1
Любители практической истории
- У меня нет исторического образования, я историк в душе. Учился я вообще-то не очень хорошо, закончил 14-ю среднюю школу. Единственный предмет, по которому всегда была пятерка, - история. Я считаю, что прошлое нашего города недостаточно изучено, очень много белых страниц, как-то обидно. И несколько лет назад мы с единомышленниками стали копать. Думаю, что Первая мировая война – самое значимое событие, связанное с историей Даугавпилса. Вот мы и копаем в черте города, а также в окрестностях – Медуми, Кщева, Илуксте, Свенте, - рассказывает Олег. И подчеркивает: не стоит нас называть копателями, мы любители практической истории.
Члены клуба намечают маршрут, стараются изучить доступные документы, затем обследуют участок при помощи металлодетектора и начинают раскопки. Когда позволяет погода, копают хотя бы раз в неделю. Зимой реставрируют найденное и собирают информацию.
- Конечно, золота скифов под Даугавпилсом нет. Что было у солдата на линии огня, то мы и находим. Ничего грандиозного. Чаще всего – гильзы, патроны, монеты, ложки, вилки, котелки, иконки, крестики. Всякая солдатская утварь. Но попадаются и более редкие находки. Например, нашли морскую черную шинель, пуговицы с якорями. Вроде не было тут в окопах моряков. Потом выяснили: под Двинск якобы отправляли провинившихся матросов, и среди них был внук известного русского изобретателя Ивана Петровича Кулибина. Или вот, смотрите, совсем свежая находка – памятная медаль, посвященная профессору Петербургской военно-медицинской академии, выдающемуся анатому Венцеславу Груберу (1814 – 1890). Немцы использовали ее как мишень, просто упражнялись в стрельбе.
Немцы, кстати, воевали с комфортом – в каждом окопе полно пустых бутылок, в том числе и из-под шампанского. И стаканчики мы находим специальные – на них изображены немецкий и австрийский солдаты. Мол, выпьем за дружбу, мы же союзники, - продолжает рассказ О. Виноградов.
Олег сетует на то, что в других странах и городах наблюдается больший интерес к истории, чем в Даугавпилсе. В Лиепае, по его словам, за последние годы открылось девять (!) новых музеев. У нас же музей по-прежнему один. Впрочем, об этом чуть позже. Еще Виноградов вспоминает свою поездку в Италию:
- Иду по улице, вижу – маленький участок пути огражден, вокруг люди стоят, восхищаются, фотографируют. Оказывается, там нашли фрагмент старой дороги, и он тут же стал достопримечательностью. И ведь в Италии полно шикарных всемирно известных достопримечательностей, только успевай смотреть. У нас нет такого богатства, тем более следует быть внимательнее.
Крепость – жемчужина Даугавпилса
Так считает Олег, и с ним согласны многие, практически все. Только вот концепции сохранения и развития этой жемчужины разные. Мой собеседник категорически не принимает идею переезда в Крепость Латгальского зоосада. Напомним, что данная идея в феврале нынешнего года получила концептуальное одобрение на заседании Совета по развитию Крепости. В планах – перемещение этого востребованного туристического объекта в Крепость, точнее – его расположение на наружных крепостных валах.
Переезд в Крепость, по мнению специалистов, соответствует европейской традиции нахождения подобных объектов в старых крепостях и замках. Таким образом создается единое пространство, вызывающее интерес у разных групп населения, и комплексный туристический продукт. В случае с Даугавпилсом Динабургская крепость особенно интересна тем, кто увлечен историей, Центр искусств Марка Ротко привлекателен для ценителей современного искусства, а зоосад станет центром семейного и экологического туризма. Впрочем, сроки переезда пока не называются.
Виноградов выделяет в жизни Динабургской крепости пять периодов – наполеоновский, царский, латвийский, оккупационный немецкий и советский. Названия немного условны, каждый понимает, о чем идет речь. По мысли Олега, все эти периоды должны обрести в Крепости достойное отражение, поэтому зоосад как бы не в тему. А небольшие музеи как раз в тему. Как уже могли догадаться читатели, клуб «1914» своей главной задачей считает создание в Даугавпилсе музея Первой мировой войны. Идею, по словам Виноградова, поддерживают все – кафедра истории местного университета, культурно-информационный центр Крепости, краеведы, самоуправление, наконец. Хотя последнее не спешит с выделением пригодного помещения. Энтузиасты готовы идти на компромиссы – можно и не в Крепости, в другом районе. Но все-таки лучше поближе к жемчужине.
- Какие людские судьбы связаны с ней! Например, Евгений Карлович Миллер. Уроженец Динабурга, дворянин. Сделал серьезную военную карьеру, в годы Первой мировой был начальником штаба 5-й армии, штаб некоторое время находился в нашей крепости. Не принял Февральскую революцию, из-за чего едва не погиб от рук солдат. Позже возглавлял белое движение в России, затем эмигрировал в Париж, где являлся председателем Русского общевоинского союза. В 1937 году его похитили агенты НКВД, привезли на Лубянку. Там в 1939-м и расстреляли. А женат Евгений Карлович был на внучке Натальи Николаевны Пушкиной. И звали ее тоже Наталья Николаевна, - вот еще один рассказ от Виноградова.
Нужен ли музей – мнение читателей
В планах клуба «1914» - организовать фотовыставку, рассказывающую об обороне 1915 года. В следующем году будет отмечаться столетие этого события, на осень 2015 и задумана экспозиция, в которую войдут старые и новые снимки. Это, так сказать, программа-минимум. А программа-максимум – музей. В связи с чем О. Виноградов сообщает: если у кого-то есть старые документы, фотографии, письма и другие свидетельства той эпохи, то клуб готов приобрести. Или принять в дар. Звоните по телефону 26888122.