Мальчишки сначала идут загонщиками
Охота для Андриса Цирсиса, так же как и для всех членов Калупского охотничьего коллектива, руководителем которого он является, – занятие для души, а не погоня за мясом и трофеями. «На первой охоте участвовал в возрасте 11-ти лет со старшим братом. Охотники вырастают из пацанов-загонщиков. Я тоже стал им, когда мне было 13-14 лет. По достижении совершеннолетия сдал экзамен, что по сравнению с сегодняшним днём было легко, и стал полноценным охотником в тогдашнем Дубнском охотничьем коллективе, который управлял калупскими лесами.
Первой добычей был кабан. Меня поставили на мачту, и через какое-то время на меня выбежал кабан. Он был большой, килограммов под сто. Выстрел получился хорошим. Стрелял из отцовской винтовки ИЖ-12. Тогда не дождался ни трофея, ни мяса, потому что надо было ехать в Елгавскую академию, где учился. Но всё равно я был рад этому достижению», – вспоминает охотник, добавляя, что часть людей остаётся загонщиками до старости, ведь не каждому нравится и хочется стрелять.
На сегодня число охот, в которых участвовал и которыми руководил Андрис Цирсис, неизмеримо. Так же нельзя сосчитать тройные еловые веточки, которые он получал за успешную охоту.
Удача охотника и животного
Андрис Цирсис верит не только в удачу охотника, но и в удачу лесного зверя. Упомянутая тройная еловая веточка служит напоминанием, что удача может улыбнуться только три раза. Когда у охотника дрогнет рука – это уже миг удачи для животного. Например, косуля не будет ждать, когда охотник наконец-то выстрелит. Удача охотника – когда получается добыть оленя с красивыми рогами или кабана с уникальными клыками, какие находятся в копилке трофеев Андриса. Большую часть экземпляров, достойных медалей высшей пробы, можно было оценить на первой выставке охотничьих трофеев, которая состоялась в Калупской волости в конце прошлого года.
Андрис сам многократно убеждался в том, что охотник должен быть терпеливым. Например, чтобы подстрелить косулю с рогами, за которые дадут золотую награду, нужно ждать, когда животному будет 5-7 лет.
Охотники, прислушавшись к советам экспертов, учатся делать качественные чучела. Такой трофей может храниться не менее 100 лет, значит, переживёт самого охотника. Андрис Цирсис мечтает подстрелить красивую рысь и обладателя могучих рогов – благородного оленя.
В партнёрство Даугавпилсского и Илукстского краёв «Соседи» Калупский коллектив охотников подал проект о создании стенда для стрельбы. Сейчас охотничьи коллективы Даугавпилса и ближайших регионов тренируются в Калкунском тире, который принадлежит Даугавпилсскому обществу охотников и рыболовов. Сегодня при наличии качественного оружия охотник не должен допускать ошибок, и занятия в тире являются одним из условий успешной охоты. Андрис напоминает, что охотник не должен стрелять «наобум», чтобы животное не умирало мучительной смертью, истекая кровью.
Коммерческая охота – для лентяев
Говоря о коммерческой охоте, которая обычно проходит на огороженной территории со специально выращенными благородными оленями, кабанами и другими животными, А. Цирсис признаёт, что она придумана для ленивых охотников. Они платят большие деньги за каждую минуту охоты, чтобы получить гарантированный результат.
Андрис собирает охотничьи байки, чтобы рассказать их внукам и правнукам тогда, когда его голова поседеет. Самые красивые мгновенья бывают, когда, стоя на вышке, видишь пару косуль на утренней прогулке, а рядом с ними – детеныша. «На охоту беру бинокль, чтобы хорошо рассмотреть животных. Признаюсь, что при виде красивых моментов забываю об оружии. Домой все равно прихожу отдохнувшим и радостным», – говорит Андрис Цирсис.