Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

Реставрируя следы прошлого

Реставрируя следы прошлого
Каждая моя встреча с головным атаманом украинских казаков в Латвии Василием Лукащуком связывается с добрыми делами этого человека. По существу, Лукащук – даугавпилсский благотворитель, только его благотворительность особого рода, направленная на сохранение памяти о личностях прошлого – Василий почти безвозмездно реставрирует и устанавливает памятники.

Спрашиваю: «Почему вы этим так много занимаетесь?». А он в ответ: «Так я ж казак, а казаки живут по уставу, в котором среди прочего записано и о важности содействия сохранению памятников. Конечно, в первую очередь меня волнует сохранность памятников, установленных казакам, но если просят помочь, не отказываю и тем, кто казаком никогда не был, главное, чтобы человек оставил после себя хороший след. А памятник – своего рода благодарность, напоминание о добре, сделанном при жизни. Тут и воспитательный момент присутствует – наши дети и внуки должны бережно относиться к истории. Памятник всегда укажет на исторический факт. Да и потом, почему не помочь, если у меня своя фирма по изготовлению памятников».


Этой осенью В. Лукащук отреставрировал памятник на могиле отца латышского поэта Райниса (Янис Плиекшанс) – Кришьяниса Плиекшанса (1825–1891), который сначала был столяром, а потом стал солидным землевладельцем – арендовал несколько фольварков, располагавшихся на территории нынешнего Даугавпилсского края – Беркенеле, Рандене, Василева…


Кришьянис гордился, что его сын – выпускник Петербургского университета, работает юристом, но никогда не принимал серьезно его литературных увлечений.


Тем не менее неодолимое желание учиться, постигать новое достались Райнису именно от отца. В доме К. Плиекшанса, знавшего несколько языков, были приняты семейные чтения, когда по вечерам все собирались в гостиной и кто-нибудь из домашних открывал книгу, чтобы почитать вслух. Бег времени не остановить… И вот уже минуло 122 года, как Кришьяниса Плиекшанса нет среди живых, за этот период памятник, поставленный ему, пришел в неприглядное состояние. Но трудно было предположить, что приведением его в надлежащий вид озаботится не кто иной, как председатель общества Украинских казаков в Латвии Василий Лукащук. Силами активистов общества были произведены необходимые реставрационные работы, которые оказались достаточно дорогостоящими. Поэтому к финансированию, согласно договору, частично подключилась и Даугавпилсская дума. После того как памятник К. Плиекшансу был приведен в порядок, встала задача установить кованую ограду вокруг могилы (старая ограда была украдена вандалами). Но пока эта задача еще не выполнена, ведь ограда не может выглядеть современной – требуется особый подход в решении проблемы, над которым сейчас работают.


На территории города и района существует большое количество памятников, разрушенных временем, и каждый хочется поправить, потому как за каждым своя человеческая история, да только вот таких энтузиастов, как Василий, пока немного… Если бы каждый из предпринимателей похоронного бизнеса взял на себя заботу хотя бы об одном историческом памятнике… А за информацией дело не станет – Даугавпилсский музей подскажет!


Василий Лукащук проявил действенный интерес и к установке памятника воинам, погибшим в 1812 году. На этот раз речь о памятнике из шведского гранита, установленном в латгальском поселке Граверы. Известно, что в 1812 году мыза Граверы использовалась как место стоянки русского боевого поста штаб-ротмистра Тенюкова, который провел ряд удачных стычек с прусскими гусарами у почтовой станции Плакшты и деревни Юзефово. А в бою с прусской пехотой «ни мало не уважая, бросился на оный сикурс, сам своеручно рубил и принудил ретироваться, но при отступлении неприятеля, по несчастию, прострелен в грудь пулею на вылет, от коей волею Божию помре». Были и другие погибшие и тяжело раненые, которых могли затем, по мнению местных краеведов, захоронить у мызы. На территории Граверской волости Аглонского края имеется два французских захоронения и одно казачье, а также символический столб у дороги Ивалта–Боровка, на месте гибели «русского офицера». Но когда инициативная группа волости – учитель Граверской школы И. Платонов, заведующая ДК волости И. Платонова, председатель Граверской волости А. Буйнича, настоятель православного храма в Граверах и краевед В. Скородихин – предприняли попытку увековечить память о событиях и павших солдатах той войны, им пришлось столкнуться с глухой стеной непонимания. Проект не поддержали ряд инстанций. «И даже когда мы своими силами воздвигли памятный крест, русская пресса Латвии либо проигнорировала событие, либо (как поступило одно республиканское издание) присвоило себе все информационные дивиденды – описание всех своих действий, обоснование значимости памятника, исторические документы, фотографии мы размещали на сайте Ковалевской старообрядческой общины…» – поясняли граверцы. Помощь неожиданно пришла от даугавпилчанина В. Лукащука.
«Василий Иванович понял нас и принял самое деятельное участие в установке памятника воинам 1812-го года, погибшим на территории нашей Граверской волости», – говорят старожилы этих мест.


В то же время граверцы воспринимают появившийся памятник не только знаком памяти, но и доказательством знания истории своей малой родины, имеющей непосредственное отношение к общеевропейским процессам прошлого и настоящего. «Граверы – это поселок с историей, насчитывающей более 300 лет, франко-русская кампания (Отечественная война) 1812-го года – один из ее эпизодов, и мы, граверцы, знаем свое прошлое и гордимся им…»


За установку данного памятника в Латгалии головного атамана наградили на его этнической родине орденом Богдана Хмельницкого, государственной наградой Украины. Василий Лукащук сожалеет, что культурному наследию в Латвии уделяется мало внимания. Бывали и такие нюансы: работу над объектом начинала одна компания, а заканчивать труды приходилось другой – первая не выдержала экономического кризиса. «Мы такого не допускаем – если начали, то и закончить должны, как подобает по казацкому уставу. Радует, что сегодня к работе по приведению в порядок кладбищенских захоронений подключается молодежь, и это очень правильно», – говорит Василий Лукащук, для которого Латвия стала второй родиной не на словах, а на деле.