Останки 39 воинов забыли… в сарае4
Только во время рождественских боев русские потеряли почти 19 000 солдат и офицеров. Точное же число павших – неизвестно. К журналисту газеты «СейЧас» обратился ее постоянный читатель и краевед, член исторического общества Calcuna Юрий Чертов. Рассказал следующее:
– Весной этого года руководитель общества Calсuna Бригита Маделане познакомила меня с участниками поисковой группы Dinaburg, созданной при поисковой организации «Патриот». Эти люди – энтузиасты, занимаются поиском неучтенных солдатских останков времен Первой и Второй мировой войны с последующим их захоронением, а также восстановлением утерянных имен погибших. Действуют в согласии со словами А.В. Суворова: «Войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат», за что им огромное спасибо. Стало известно, что уже с осени прошлого года они продолжают раскапывать воинское захоронение в трех километрах от поселка Биркенеле, неподалеку от озера Дегтярка. Руководит группой Имант Брицис.
На раскопки было получено разрешение от руководства Калкунской волости. Кстати, исполнительный директор волости Анатолий Мацкевич в июне 2013 года обещал позаботиться о ремонте памятников павшим воинам Первой мировой войны, что стоят вдоль дороги на Зарасай. Но пока ничего не сделано. Раскопки у поселка Биркенеле закончились в конце августа – подняты останки 39 погибших солдат. Доказать, что останки принадлежат православным людям, вероятно, в большинстве своем русского происхождения, не составило труда – найдены православные и староверские нательные крестики, иконка-складень, солдатские ремни с пряжками… Убитые были молоды – хорошо сохранились зубы в черепах, это зубы молодых ребят. Я побывал на этих раскопках и сделал ряд фиксирующих фотографий. Захоронить останки подобающим образом собирались в начале сентября, но вопрос, к сожалению, до сих пор не решен. Создается впечатление, что Краевая дума даже не в курсе.
Сегодня извлеченные останки пребывают в мешках, в каком-то сарае. Еще нет твердого решения, где именно будут хоронить и каким образом это будет происходить. Высказывалось предложение сделать это на Биркенельском кладбище, где уже есть братская могила воинов, погибших в Первую мировую войну. Недавно вместе с Б. Маделане мы ходили к управляющему Калкунской волости Освальду Курситису, после чего можно было сделать вывод, что человеку не до этого, безразличием повеяло. Но ведь надо довести дело до конца – заканчивается сентябрь, когда же похороним достойным образом? Если не напоминать, так и вообще могут забыть… – сетовал человек неравнодушный.
ДИРЕКТОР ПРОМОЛЧАЛ
Газета «СейЧас» в тот же день (19 сентября) побывала в кабинете у А. Мацкевича, дабы задать вопросы, связанные с захоронением найденных останков погибших. Исполнительный директор пояснил, что о раскопках узнал в этом году. «Надо было где-то хранить кости, мы подыскали для этого складское помещение. Но сначала и представить не могли, что останков окажется так много. Подготовили место на Биркенельском кладбище. Однако в бюджете волости нет статьи на захоронение найденных останков. По прикидкам на 10 гробов (60 см х 70 см) понадобится около 100 латов, а таких гробов почти 40! Правда, достигнута договоренность, что группа, которая обнаружила и извлекла останки, займется и сколачиванием для них гробов, а доски для этого мы предоставим. Вчера (18 сентября) я разговаривал с руководством Краевой думы, и мне был задан вопрос: на каком основании будет производиться перезахоронение? То есть надо установить: кем были эти люди? Будем встречаться с руководителем Отдела культурно-исторического наследия Управления культуры Даугавпилсской краевой думы Вандой Баулиной, чтобы выяснить, какие действия мы вправе предпринять. И не проще ли перезахоронить останки там, откуда их извлекли, поставить на этом месте памятный крест, пригласить священника, освятить. После того как нам заявили, что найденных останков скоро будет еще больше, называлась цифра 100, я лично пришел в шоковое состояние.
Понятно, что «каждый павший солдат должен быть похоронен», но где взять деньги? У меня большое желание понять, как действовать в таких особых ситуациях. Первоначально думали назначить перезахоронение на 1 августа, потом перенесли на 27 сентября, теперь вот разговор идет уже об 11 октября. Повторяю: со стороны волости будет оказано содействие: мы выделим материал для гробов, уже подготовлено место на кладбище… Но, конечно, было бы хорошо, если бы кто-то еще подключился в этой связи. Я пока не связывался ни с Российским, ни с Белорусским Генеральным консульством в Даугавпилсе, так как Dinaburg берется за организацию похоронных мероприятий». По вопросу о приведении в порядок трех имеющихся на территории волости памятников воинам Первой мировой войны А. Мацкевич уведомил, что составлена смета – общая стоимость работ оценивается в 1,5 тыс. латов. Памятники будут отремонтированы в 2014 году – к 100-летию Первой мировой войны. На вопрос, почему В. Баулина до сих пор не поставлена в известность в связи с назревшим перезахоронением останков погибших, исполнительный директор промолчал.
«ДАЖЕ ХОЛМИКОВ НЕ БЫЛО»
Представитель поисковой группы Dinaburg Константин Симонов, со своей стороны, проинформировал: «Будем пытаться сделать то, что возможно, своими руками. Конечно, предвидится проблема с транспортом – надо будет доставить останки в деревянных контейнерах на кладбище. Генеральный консул РФ Олег Рыбаков в известность поставлен, обещал присутствовать при захоронении. Но помощи (в телефонном разговоре) мы не просили. Есть версия, что найденные останки принадлежат солдатам, умершим в госпитале, возможно, какие-то из останков были подобраны на поле боя. У некоторых бойцов череп буквально всмятку, кто-то был похоронен завернутым в шинель... Несколько останков лежало в деревянных гробах, о чем говорят оставшиеся от них гвозди. Но вообще-то, в Первую мировую солдат в гробах не хоронили. Может быть, в гробах были офицеры… О том, что это русские солдатики, свидетельствуют фрагменты шинелей с пуговицами царской армии, нательные иконки, православные крестики… Кроме того, в карманах у некоторых были найдены обоймы от патронов мосинских винтовок… К сожалению, нельзя назвать ни одной фамилии – у солдат в Первую мировую не было жетонов.
ЯСНОСТИ НЕТ...
Газета «СейЧас» побывала и на старом Биркенельском кладбище. Сказать, чтобы здесь действительно было подготовлено место для захоронения, как утверждал представитель волости, было бы преувеличением, то есть место есть, рядом с братской могилой русских солдат, погибших, как указывается на каменной плите, в 1914–1917 гг. Но нельзя утверждать, что оно подготовлено – перед нами был холм, густо поросший бурьяном, тогда как должна быть выровненная площадка. Валентин Александрович (фамилию назвать отказался), сотрудник Генерального консульства России в Даугавпилсе по вопросам воинских захоронений, в телефонном разговоре с журналистом газеты «СейЧас» высказал следующее мнение:
Что касается захоронений Первой мировой, то надеемся, что средства найдутся в 2014 году, в связи с юбилейной датой – 100-летием начала военных действий. О месте находки останков в Калкунской волости в обязательном порядке должна была поставлена в известность В. Баулина, – заключил представитель Генконсульства РФ.
P. S. Вот такая ситуация – раскопки в волости шли почти год, но волость об этом никого не ставила в известность. Хотелось бы уведомить, что косточки русских солдат, присягавших перед Богом «телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, осадах и штурмах и в прочих случаях», дабы храброе и сильное сопротивление чинить врагу, будут упокоены в ближайшем будущем подобающим образом, найдя последнее пристанище на сельском погосте, рядом с такими же, как они, служивыми. Но пока ясности нет – останки остаются непогребенными и обнародовать дату, когда, наконец, восторжествует разум и совесть, – затруднительно. Газета «СейЧас» будет следить за дальнейшим развитием событий.