Между тем в середине 80-х годов прошлого века стали поговаривать о том, что, дескать, в Японии питьевой воды может не хватить, и ученые уже «кумекают», как бы растапливать айсберги в Антарктиде и воду, от сей затеи полученную, доставлять японским гражданам, чтобы те от жажды не погибли.
И из крана побегут денежки
В наше время независимости многое упростилось. Видов воды, обозначенной на этикетках как минеральная, на полках магазинов стало немерено, почти вся она расфасована в пластик. Питьевую из Антарктиды, если и доставляют кому-то, то она не про нас. Современные, наученные суровой жизнью, практики предпринимают другие пути – открывают водопроводный кран и заливают себе в бутыли! А тем паче скоро лето красное! Пора о народе вдвойне заботу проявить. Два производителя бутилированной воды в Латвии даже разругались по поводу, у кого из них вода лучше.
В Евросоюзе существуют единые требования к питьевой воде, отражены они в директиве 98/83 ЕК от 1988 года. Нормы эти Латвия скопировала, издав Правила КМ № 235 от 2003 года. Водопроводной водой у нас ведает Инспекция здоровья ЛР. При этом отдельных требований к фасованной в бутылки питьевой воде нет, т. е. что фасованная, что из крана весело журчащая – все одно! Становись предпринимателем, господин хороший, и из крана твоего не вода, а денежки побегут прямо в карман. Но все-же стоит еще кое-чем озаботиться – фильтры поставить для пущей важности, ангарчик быстрособирающийся возвести, спецхалаты с бахилами держать наготове и, конечно, название звучное придумать, чтоб «цепляло» с этикетки. По вопросам маркировочки – это пожалуйте к специалисту Министерства земледелия. Здесь вам расскажут, что согласно нормативным актам, вода делится на группы: природная минеральная, родниковая и питьевая. И если с главными аспектами производства питьевой мы как-то разобрались, то желающим озаботиться, к примеру, производством природной минералки стоит узнать о существовании Правил КМ № 634 «Об обязательных требованиях к маркировке и безопасности», о порядке, в котором выдается разрешение на распространение этой воды и т. д. и т. п. Сложно все как-то с минеральной, да? То ли дело питьевая! По латвийским установкам, на этикетке питьевой ни к чему указывать название места добычи воды (название родника, скважины или местонахождения) и вид обработки. Сообщить покупателю и проверяющим (этикетки!) органам стоит лишь торговое название, страну изготовителя, срок годности, производителя, продавца или распространителя. Возможно, я несколько утрирую, но, уверяю вас, не настолько. Безусловно, у нас существует Продовольственно-ветеринарная служба, которая должна вести надзор за производством питьевой воды и контролировать ее качество.
Число проверок сократилось
Звоню в ее Даугавпилсское отделение, и Антон Лазданс, руководитель, тут же поясняет: «В Даугавпилсе сейчас есть только один производитель питьевой воды. Эту воду, расфасованную в бутыли, можно купить на заправках. До того как производство питьевой или иной воды запускается, мы обследуем помещения и затем один раз в год проверяем. Над нами есть еще технические эксперты, которые в свою очередь контролируют работу моих инспекторов. Кризис принес с собой большой минус в финансировании, а значит – количество проверок ощутимо сократилось. Собственно говоря, в этом году мы вообще не получали денег на осуществление проверок. Государственный мониторинг действовал до 2009 года. Воду или иной продукт на анализ берем лишь в крайнем случае, если несоответствие видно на глаз. Сообщаем о необходимости проверки в Ригу, в Центральную службу. Если некачественность продукта доказана, деньги взимаются с его владельца. По поводу питьевой воды хочу заметить, что бутылки или бутыли, в которые она фасуется, должны быть только белого цвета, никак не зеленоватые или голубоватые – это нарушение. Кому-то важен бизнес, а кому-то здоровье!» – логично заключил А. Лазданс.
Руководитель сектора надзора за питьевой водой ПВС И. Леясбуда пояснила: «ПВС контролирует 33 предприятия по производству фасованной питьевой воды, из которых три являются производителями природной минеральной воды (Venden, Stelpe, Cido) и три родниковой воды (Venden, Vigo, Eden springs). Так как нормативные акты не определяют отдельные требования к питьевой воде, которая доставляется по системе общественного водопровода, и к фасованной воде, – производители питьевой воды никак не разделяются». Делаем вывод: остальные торгуют либо водой из собственных скважин, либо фильтруют обычную водопроводную воду.
Скажи мне, что ты пьешь
А сейчас остановимся еще на одной злободневной теме. Британские ученые пришли к выводу, что опасной для здоровья может быть не только вода, но и упаковка, в которой она содержится. Так, при производстве пластиковых бутылок для минералки используются материалы, которые могут стать причиной серьезных заболеваний, в том числе рака. Жертвами бутылок-убийц чаще становятся мужчины – на первом месте среди отмеченных исследователями болезней оказался рак простаты. Но самое страшное в открытии британских исследователей – это заключение о том, что воздействие ядовитой упаковки может начаться еще в утробном возрасте. Если беременная пила воду из бутылок, в состав которых входил, например, бисфенол А, то вероятность того, что впоследствии у ее сына разовьется рак простаты, будет достаточно велика. Британцы провели множество экспериментов на беременных самках мышей – им вводились различные дозы бисфенола А. Результат оказался пугающим – у всех мышат (самцов) были обнаружены патологические изменения простаты.
Тем не менее пока производители упаковок игнорируют доводы ученых. По приблизительным подсчетам, в мире в год производится около 2,8 млн тонн бисфенола, используемого для изготовления пищевых упаковок. Число людей, заболевших раком простаты, продолжает расти. В той же Великобритании, по последним данным, среднее число заболевших раком простаты в год составляет 27 тыс. человек, а умирает ежегодно около 10 тысяч. Ученые из США, Канады также заявляют о потенциальном вреде пластика.
Таким образом выясняется, что недостаточно иметь полную информацию только о самом продукте. Его упаковка также может стать угрозой здоровью.
На прилавках одного из супермаркетов в Даугавпилсе какой только воды нет! Покупателей привлекают акциями. Вот латвийская вода в дешевых полихлоридных упаковках, стоившая по 39 сантимов за полтора литра, сейчас продается по 29 сантимов. Рядом итальянская по цене 77 сантимов, бельгийская идет по 79 сантимов. На этикетках итальянской и бельгийской отсутствует перевод на латышский язык. Питьевая вода из Литвы выставлена отдельным эшелоном по цене 39 сантимов за 5 литров – не проходите мимо! Хлоридная, бикарбонатная, сульфатная, натриевая, питьевая без минеральных излишеств – бери любую, не ошибешься, вся она в пластике. Та, что в стекле, фасуется в основном в небольшие аккуратненькие бутылочки, предназначенные для людей серьезных, обеспеченных, понимающих толк во многих вещах, в том числе и в воде. В общем, скажи мне, что ты пьешь, и я скажу, кто ты.
И опять вернемся к воде. Производителям питьевой воды не дают спать лавры минеральных вод с лечебно-профилактическими свойствами. И они всячески стремятся создать впечатление, что их продукция тоже минеральная и тоже полезна для здоровья. Для этого «водолеи» называют свои воды целебными, живыми, природными, экологически чистыми. Вводится понятие «физиологической полноценности по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов». И в результате одни воды попадают в высшую категорию, а другие становятся «физиологически неполноценными».
Существует неоднозначное отношение ученых и к процессу очистки воды. Теряя токсичные вещества и многие соли, она может приобретать негативные качества, например после озонирования в ней появляются канцерогены.
По мнению специалистов, интересно было бы получить питьевую воду другим способом, имитирующим ее образование в природе. Например, можно пропустить воду с углекислотой через мрамор и известняк. И тогда в ней, как в природной воде, были бы доломитизированные известняки, магний и кальций, а не хлориды и натрий. Но стоило бы это безумно дорого. Есть более легкие пути наживы.