Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Даугавпилс: 767 абортов в год9

Даугавпилс: 767 абортов в год
Одна из проблем, продолжающих волновать цивилизованное человечество, – аборты. В последнее время в Латвии активизировались противники таких убийственных операций. 27 июля в Риге впервые пикетировали абортарий – представители международного движения против абортов «Воины жизни» держали в руках устрашающие плакаты, пикет проходил у 1-й городской больницы.

«Латвия продолжает убивать своих детей. Запретим аборты!» – читалось на одном из плакатов. Рядом – шокирующие документализмом снимки. Тем не менее к пикетчикам никто из врачей не вышел. В мероприятии участвовал президент движения «Воины жизни» россиянин Дмитрий Баранов, который поздравил латвийских единомышленников с началом активной деятельности. «Воины» убеждают, что они готовы сражаться за право на жизнь для детей в утробе матери, которого те лишены сегодня. Раздававшиеся в этот день листовки были, как и плакаты, на двух языках: латышском и русском. Прохожие выражали поддержку участникам акции и разбирали печатные материалы. Следующий пикет состоится завтра, 2 августа, в 11.00 у Министерства здравоохранения. Его участники вновь потребуют запретить аборты и гарантировать право на жизнь каждому зачатому ребенку. Кроме того, активисты выразят протест против деятельности организации Papardes zieds («Листья папоротника»), защищающей право на аборты. В Риге пикеты, а на «Мессионерском портале диакона Андрея Кураева» предупреждение: «Воины жизни» – это псевдоправославная русофобская секта, – и разъясняется, почему.


Как бы то ни было, аборты латвийским обществом не приветствуются, но продолжают оставаться неприятной страницей в жизни многих его представителей.


Согласно статистике Центра профилактики и контроля заболеваний, в 2012 году девушкам в возрасте до 17 лет в Латвии было сделано 136 абортов. Всего в минувшем году в нашей маленькой стране сделали 6197 таких операций. И это притом что население тает, причем не только из-за покинувших родину. В 2012-м смертность составила 29 030 человек – на 2% больше, чем годом ранее. Среди умерших были и молодые женщины. Смертность в Латвии намного превышает рождаемость! В 2012-м родилось всего 19 897 детей, и не факт, что каждый из них будет расти в Латвии. Какая тут может быть демография?! Получается: одной рукой врачи извлекают жизнь из чрева, другой – искусственно закладывают в него. Данная свыше возможность родить по большому счету все больше подменяется искусственной возможностью зачать, оплачиваемой из государственного кармана (процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для бездетных пар).


Гинекологи констатируют: проблема бесплодия становится все более актуальной. Неудачный аборт – как одна из таких причин. Чем дольше по времени пара не может иметь детей, тем больше психологических проблем накручивается. Проблемы могут заявить о себе и после «удачного» аборта, о чем часто умалчивается.

ПОСТАБОРТНЫЙ СИНДРОМ


Многие женщины не однозначно относятся к аборту, однако идут на него. Окружающие говорят женщине (и она сама внушает себе), что избавление от плода не доставит большого неудобства. А когда возникают симптомы, женщина убеждает себя, что они не могли быть вызваны абортом, и тогда проявляются два сильных механизма психологической защиты: подавление и отрицание. У некоторых эти механизмы успешно срабатывают. У других проблема переходит в опасно изменяющее жизнь расстройство, иногда с трагическим исходом. И если первая реакция, как пишут врачи, в большинстве случаев – чувство облегчения, то потом вместе с подавлением и отрицанием женщина избегает проблемы обычно в течение нескольких лет. После чего у некоторых чувства однажды вскипают и прорываются. Срабатывает спусковой механизм: знакомая или подруга рожает ребенка, с которым женщина вступает в эмоциональный контакт, или обнаруживает, что бесплодна, да мало ли что может дать толчок. И тогда в какой-либо форме возникает чувство вины, сопровождающееся раскаянием, угрызением совести, стыдом, понижением самооценки. Неприятные воспоминания также могут вызывать кошмары. В результате возможна враждебность по отношению к мужчинам, в числе которых нередко и собственный муж.


Немало случаев, когда женщины, чтобы заглушить боль души, искали спасения в алкоголе или наркотиках. Примечательно, что знания о психозе, возникающем после аборта, не изменились со времени публикации работы доктора М. Сима («Abortion and the Psychiatrist», British Medical Jour., vol. 2, 1963), установившего, что по сравнению с послеродовыми расстройствами послеабортные психозы гораздо серьезней, долговременней и более вероятны рецидивы. Они чаще представляют собой «тяжелые» случаи. Постабортный синдром лечится, но лечение это длительное и нелегкое. Лишь немногие врачи-психиатры понимают, как оно должно проводиться, не помогают и применяемые психотропные препараты. (John and Barbara Willke. «Questions and Answers about Abortions»). Мы остановились на проблеме постабортного синдрома потому, что женщина, решающаяся на такое операционное вмешательство, должна иметь представление и об этой стороне его «медали».

ЗАПРЕТЫ ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШАТ


Глава клиники Гimenes veselиba (Даугавпилс) и акушер-гинеколог Бирута Горина, по просьбе газеты «СейЧас», доносит следующую статистику по руководимому ею учреждению: в 2010 году здесь был сделан 471 аборт; в 2011-м – 354, в 2012-м – 319 абортов. Как видим, аборты твердо идут на убыль, и можно бы возрадоваться. Но! Доктор Горина указывает: снижение количества абортов объясняется не тем, что народонаселение стало более сознательным, и устремилось рожать детей, а тем, что женщины детородного возраста продолжают покидать Латгалию. Чаще всего в Даугавпилсе прерывают беременность женщины от 25 до 34 лет. Среди причин – безработица, незапланированный ребенок, проблемы со здоровьем и др. Признает акушер-гинеколог и тот факт, что нынешняя молодежь лучше информирована о противозачаточных средствах и возможных последствиях абортов, чем их сверстники в 1990-х. Спасибо Интернету!


Комментируя активизацию противников абортов, Б. Горина, со своей стороны, аргументированно отстаивает собственную точку зрения по данной теме, считая, что запрет на прерывание беременности нарушает права человека. Дети должны рождаться желанными! Какая судьба может ожидать нежеланного ребенка? Примеры известны. Проблему абортов, вероятно, можно решить только в том случае, уверена врач, если люди в социальном плане станут жить лучше. Должна быть экономическая устроенность. Когда европейская женщина не может содержать себя, как она будет содержать ребенка? Поэтому одни запреты проблему не решат. Если беременность пугает, женщина будет искать возможность, как от нее избавиться. Нельзя в этой связи исключить и нелегальные аборты, у кого-то может появиться желание подзаработать на этой стезе.


Кроме того, запреты повлекут за собой «абортивный туризм» – поедут туда, где прерывать беременность разрешено. Статистика говорит, что в европейских странах, где аборты запрещены, демографическая ситуация ненамного лучше. К примеру, из Ирландии наши соотечественницы, которые в этой стране живут и работают, едут на аборт домой. Если у женщины все в жизни хорошо и стабильно, она не будет прерывать беременность. Аборт никто не приветствует – ни врачи, ни мужчины. Но общество надо готовить. Заявить о том, что аборт – убийство, – мало! – считает Горина. Следует также учитывать, что часть абортов производится по медицинским показаниям.

НУЖЕН ДРУГОЙ ПОДХОД


Руководитель ДРБ Инта Вайводе поддерживает доктора Горину в отношении взгляда на проблему абортов, видя ее причины в экономическом неблагополучии. «Пожинаем плоды социальной политики государства. Пока правительство не задумается над вечными ценностями, в том числе над проблемами семьи и детства, ничего хорошего не выйдет», – говорит она. Будут ли в Латвии когда-нибудь запрещены аборты, через какое время это может произойти, «нам не дано предугадать». Хорошо уже то, что эта проблема стала подниматься. Инта Вайводе приводит статистику ДРБ по абортам: в 2011 году здесь было сделано 516 абортов, в 2012-м – 448, за 6 месяцев 2013 года – 100 абортов. Сокращение числа абортов Вайводе связывает и с тем, что рождаемость в 1990-х годах была самой низкой. Путем сложения цифр с учетом того, что аборты в Даугавпилсе делают только в ДРБ и Гimenes veselиba, выводим, что в 2012 году было сделано 767 абортов (среди них как аборты по просьбе женщины, так и аборты по медицинским показаниям).


В кинофильмах врач долго отговаривает пациентку от аборта. «Беременность – это жизнь с самой первой минуты. Уже на третьей неделе у плода бьется сердце…» Такие слова, сказанные с теплотой и искренним переживанием за будущее женщины, могут помочь кому-то отказаться от искусственного прерывания беременности и родить здорового ребенка.


Но, положа руку на сердце: разве так происходит всегда? Пугать плакатами и картинками, конечно, можно, но давайте вспомним, какие фотоужасы преследуют курильщика на пачках сигарет. И что, подействовало? Так и с абортами: однозначно нужен другой подход – государственно-продуманный.