В аварийном доме до сих пор живут люди3
Каждый, кто бывал в центре Гривы, конечно же, видел этот разваливающийся дом на правом берегу речки Лауцесе. Выбитые стекла, покосившиеся оконные рамы, стены с многочисленными трещинами – не обратить внимание на эту Гривскую «достопримечательность» просто невозможно. А если учесть, что на время ремонта моста через речку Лауцесе напротив дома установлен светофор, то «насладиться» этим зрелищем эпохи советского домостроя могут не только горожане, но и многочисленные дальнобойщики, и простые туристы. И мало кто подозревает, что в этой списанной почти четверть века назад муниципальной развалюхе проживают люди!
Имант в этом доме – с раннего детства. Рассказывает, что первоначально была построена кирха (это крыло, кстати, сохранилось еще в более-менее нормальном состоянии – прим.). Потом тут обустроили пожарное депо, а в советское время пристроили правое крыло (именно эта часть стремительно разрушается – прим.) и сдали объект под жилье. Имант вспоминает, что последний раз капитальный ремонт в доме проводили то ли в 1968-м, то ли в 1970-м году. С тех самых пор даугавпилсские коммунальщики к этому дому пальцем не притронулись.
В конце 1980-х дом сначала признали непригодным к проживанию, а затем и вовсе аварийным. Стянули стяжками – как снаружи, так и изнутри, но жильцов так и не переселили. По этой причине жильцам было отказано в приватизации квартир, хотя один из арендаторов муниципального жилья все же умудрился оформить документы и получить свою квартиру в собственность. Шли годы, кого-то выселили за долги, кому-то предоставили более комфортабельное жилье, а семья Иманта и соседей с первого этажа так и живут в аварийном доме по сей день.
– А что делать – выживать как-то надо. Конечно, ходил я неоднократно в квартирный отдел Даугавпилсской городской думы, но ответ один: «Свободного жилья нет, ждите, пока кто-нибудь умрет или кого-нибудь выселят за долги». Последний раз ходил на прошлой неделе, поставили на очередь. В квартирном отделе прекрасно знают о ситуации с нашим домом, знают и в ПЖКХ, – посетовал Имант.
Тут надо отметить, что ст. 13 Закона «О помощи в решении вопросов, связанных с жильем» предусматривает: самоуправление или делегированная им институция предоставляет жилье в случаях, если прежняя арендованная жилплощадь или жилой дом полностью или частично разрушился в результате стихийного бедствия или вследствие аварии (в нашем случае речь об аварийном доме – прим.), а лицо или семья в данном доме задекларировало свое местожительство. Единственная оговорка: у данного лица или семьи нет другого, пригодного для проживания жилья. Правда, чтобы получить жилье, человек должен обратиться в соответствующую институцию с заявлением.
– Мы прекрасно знаем о ситуации с домом на ул. Айвиекстес, 1. Но Имант только на прошлой неделе подал заявление, чтобы встать на очередь на другое жилье. Почему он не сделал этого раньше – спросите у него. К сожалению, пока у нас нет жилплощади, в какую хотел бы переехать Имант с семьей. Он не хочет переезжать в благоустроенную квартиру, а предпочитает жилье с печным отоплением. В этом есть определенная проблема, – прокомментировала ситуацию руководитель квартирного отдела Даугавпилсской городской думы Мария Лининя.
Что касается квартиры с печным отоплением, то свое желание Имант объясняет просто: «Благоустроенную квартиру я не смогу содержать. Не накапливать же долги, из-за которых нас попросту выселят». Работает он на пилораме, получает не так уж и много, хотя на жизнь с супругой хватает. Что касается заявления о предоставлении другого жилья, то все дело в детях, которые находились за границей – нужна была их доверенность. От дочери такая доверенность получена, сын тоже обещал дать добро на переезд. Так что дело за малым – за жильем, которого, вроде, как бы и нет. Однако с этим совершенно не согласен депутат Даугавпилсской городской думы Владислав Боярун. По его мнению, ПЖКХ располагает разным жильем, но ремонтировать за свой счет пустующие квартиры ни в какую не желает. А закон предписывает, что самоуправление может сдать в аренду отремонтированную и абсолютно пригодную для проживания жилплощадь.
– Мне в ПЖКХ четко сказали: если Городская дума даст денег, будем ремонтировать квартиры, – объяснил свою точку зрения В. Боярун.
При этом он отметил, что в течение месяца на обслуживающем жилой фонд города предприятии будет наведен порядок. Тот факт, что на ул. Айвиекстес, 1, живут люди, несколько удивил и исполнительного директора Даугавпилсской думы Андрейса Курситиса, хотя он в курсе ситуации о плачевном состоянии дома.
– Вообще-то таких домов в городе много. Когда я заступал на должность исполнительного директора Думы и знакомился с жилым фондом, то был сильно удивлен его плачевным состоянием. По мере возможностей мы решаем вопросы с жильем. Пытаемся проводить капитальные ремонты в тех домах, в которых это возможно. А дома, которые нельзя привести в порядок, идут под снос, – заметил А. Курситис.
Остается надеяться, что и дом на ул. Айвиекстес, 1, наконец-то, снесут, а людям предоставят нормальное, не аварийное жилье.