Обратите внимание: материал опубликован более чем одиннадцать лет назад

С глазу на глаз с обидчиком2

С глазу на глаз с обидчиком
Целую неделю в Латвии Государственная служба пробации (ГСП) проводила семинар-тренинг «Неделя мирового соглашения». Данная госпрограмма направлена на то, чтобы ознакомить правоохранительные органы, социальные институции и общественность с возможностями и необходимостью медиации в современном обществе.

Медиация – одна из технологий урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной и незаинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает двум другим сторонам выработать мировое соглашение по спору. 


ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЕСПЛАТНО


Процесс медиации стал особенно актуальным с 1 апреля этого года, когда в силу вступили поправки к Уголовному закону, предусматривающие смягчение наказаний за ряд преступлений. Медиация, в процессе которой достигаются мировые соглашения, позволит заметно разгрузить латвийские суды. Не лишним будет отметить, что процесс достижения мирового соглашения проходит намного быстрее, чем любой судебный процесс. При этом процесс медиации осуществляется совершенно бесплатно, в то время как одно заседание суда обходится государству в сумму не менее 200 латов.


На сегодняшний день судопроизводство направлено по большому счету на наказание лица, преступившего закон. Однако судебный приговор не всегда приносит удовлетворение потерпевшему, и не заставляет задуматься о содеянном преступника. Не поэтому ли 60% осужденных, выйдя на свободу, затем снова попадают на тюремные нары?


Достижение же мирового соглашения путем медиации позволяет потерпевшему получить полное удовлетворение, а преступившему закон войти в положение потерпевшего. На этот счет доктор юридических наук Андрей Юдин говорит: «В своем сознании мы по-прежнему живем в уголовном процессе – у нас есть подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие. В мировом соглашении важно все, в том числе и деньги. Но мировое соглашение высшей пробы достигается тогда, когда потерпевший, получая компенсацию, слышит еще и слово «извините». Мы должны переориентироваться от уголовного процесса на конфликт, из-за которого человеку наносится душевная боль».

НА ВСЕХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА


«Мировое соглашение повышает роль потерпевшего. При мировом соглашении он получает не только денежную компенсацию, но и моральное удовлетворение, получив извинение. Наступает так называемая возобновляющая справедливость. Стороны могут помириться и во время досудебного расследования – в полиции, прокуратуре. Но в этих структурах нет сертифицированных медиаторов, имеющих специальное образование. То, что достигается между сторонами в правоохранительных структурах, можно назвать соглашением сторон, но не мировым соглашением. В процессе мирового соглашения виновный как бы сам себе выносит наказание, назначает компенсацию. Отмечу, что с 1 января этого года Служба пробации имеет право добиваться мирового соглашения на всех стадиях уголовного процесса, в том числе и во время судебного разбирательства, – отмечает старший референт Даугавпилсского территориального структурного подразделения ГСП, сертифицированный медиатор Айя Станкевича.


– Одно дело, когда один человек у другого что-то украл, избил его, ограбил. В этих случаях при достижении мирового соглашения многие уголовные процессы, очевидно, даже не дойдут до суда. Но возможно ли мировое соглашение в случаях, когда совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления – например, убийства, изнасилования?


– Провести сеанс медиации и добиться мирового соглашения между потерпевшим и преступником можно и в этом случае.


– Но ведь это не значит, что преступник избежит суда?

 
– Конечно, преступника будут судить. Но в этом случае суд будет учитывать то, что между сторонами достигнуто мировое соглашение. Это будет смягчающим вину обстоятельством. В практике Латгальского окружного суда есть случай, когда человек, совершивший тяжкое преступление, отделался условным наказанием. Конфликт между двумя мужчинами возник на этнической почве: один оскорбил другого, тот в порыве гнева жестоко расправился с обидчиком. До суда между ними было достигнуто мировое соглашение. Суд приговорил подсудимого к условному тюремному наказанию. Суд посчитал, что подсудимый не опасен для всего общества, а только для конкретного человека. Но что самое любопытное: после того как было достигнуто мировое соглашение и исчерпан конфликт, потерпевший признал, что именно он был виновником самого конфликта. Но не всегда, конечно, удается достигнуть мирового соглашения. В моей практике был случай, когда к нам пришел мужчина, совершивший убийство, он хотел заключить мировое соглашение с матерью убитого. Женщина пришла к нам, внимательно выслушала, но на мировое соглашение не согласилась.


Бывают ситуации, когда мировое соглашение достигается после приговора и даже после того, как преступник отбывает наказание. Например, две на тот момент несовершеннолетние девушки ограбили сверстницу – избили, отобрали мобильный телефон стоимостью 50 латов. Пока дело дошло до суда, пока оно было рассмотрено, виновницы уже стали совершеннолетними. Суд приговорил их к условному наказанию и постановил взыскать с них 50 латов в пользу потерпевшей солидарно. Им был назначен надзор ГСП. В процессе надзора я установила, что деньги потерпевшей, согласно судебному приговору, они так и не вернули. Потерпевшая на этот счет тоже ничего не предпринимала. А после сеанса медиации виновные извинились, вернули деньги.

 

Потерпевшая девушка очень удивилась, что подобное вообще возможно, у нее укрепилась вера в закон, и это радует. Был и такой случай. Некий мужчина совершил преступление в отношении пожилой женщины. Его посадили, и когда он отбыл срок, женщина стала бояться, что он учинит ей расправу. О своих страхах она рассказала медиатору. Мы провели сеанс, было достигнуто мировое соглашение, после чего все страхи женщины улетучились. К нам нередко приходят люди после достаточно тяжелых аварий. В процессе медиации они сами договариваются о размере компенсации и других условиях. В итоге удовлетворенной остается потерпевшая сторона, а виновный не отправляется в тюрьму.

МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ


Следует добавить, что уже второй год Айя Станкевича ведет кружок «Медиация в школе» в Даугавпилсском детско-юношеском центре «Яуниба». Кружок посещают старшеклассники 12-й средней школы и воспитанники ДЮЦ «Яуниба». Те, кто оканчивают курсы и получают сертификат, становятся социальными медиаторами в школах. Они помогают педагогам решать всевозможные конфликты между учениками.


Правда, как отметила А. Станкевича, не все, кто посещает курсы, получают сертификаты. Медиатором может стать человек, обладающий такими качествами, как мудрость, ответственность, умение и желание брать на себя ответственность. Естественно, человек должен быть образованным. В прошлом году кружок посетили 39 школьников, из которых 9 получили сертификат социального медиатора. В этом году курс обучения прошли 45 воспитанников, и только 3 удостоились сертификатов.


– Конечно, я могу дать необходимые знания ученикам. Но я всего лишь преподаватель кружка и не могу организовать работу социальных медиаторов в школах. Поэтому необходимо, чтобы в учебных учреждениях были подготовленные педагоги, которые могли бы организовать соответствующую работу по проведению процессов достижения мировых соглашений между конфликтующими школьниками, – подчеркивает А. Станкевича.


В завершение добавим, что жители Даугавпилса, Даугавпилсского и Илукстского краев, попавшие в неприятные ситуации, без посредничества полиции, прокуратуры или судебных инстанций сами могут обращаться в Государственную службу пробации по адресу: Даугавпилс, ул. Лачплеша, 41 (контактный телефон медиатора Айи Станкевичи – 65424463).