Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад
В Даугавпилсской крепости – русские войска!8
17 мая Даугавпилсская крепость вспоминала славное прошлое: у её стен, как в былые времена, кипело сражение. В нём участвовали русско-прусский легион, первый полк пехоты Герцогства Варшавского, средняя гвардия Наполеона и 18-й пехотный полк Великого княжества Литовского. Война была красивой и игрушечной: в Даугавпилсе происходила военная реконструкция.
Её устроили члены нескольких рижских клубов под руководством военно-исторического клуба «Редут» и гости из Минска – именно они были пехотинцами Великого княжества Литовского – для участников и гостей Второго латвийско-белорусского форума породнённых городов. Впрочем, зрителями могли стать все желающие, которых оказалось немало. После «войны» солдаты и офицеры охотно фотографировались со всеми и рассказывали о своём увлечении.
Например, легионер русско-прусского легиона Игорь Грахольский, в прошлом пехотинец Герцогства Варшавского, о чём он сообщил серьёзно и даже слегка грустно, готов был прочитать целую лекцию об огнестрельном оружии начала 19 века. Он показывал ружьё, из которого только что палил, и рассказывал, что для русской армии закупали оружие у англичан. К тому времени британцы имели хорошо налаженное мануфактурное производство, в том числе и оружейное, и их ружья были отличного качества. А вот тульские мушкеты, увы, надёжностью и качеством похвастаться не могли. Получается, импорт и тогда уже был в цене.
Пехотинец из полка Великого княжества Литовского Григорий Сычёв, банковский работник из Минска, напомнил историю: несколько дней спустя после начала боевых действий с Россией Наполеон издал декрет о восстановлении Великого княжества Литовского – государственного образования, исчезнувшего с политической карты мира в результате трех разделов Речи Посполитой в 18-м веке. Взамен император потребовал от своего новоиспеченного вассала определенных союзнических обязательств. Вот и были сформированы полки, в том числе и 18-й пехотный.
Г. Сычёв не скрывал от «Граней», что такая взрослая «игра в войнушку» - недешёвое удовольствие. Кое-что можно сделать своими руками, но многое приходится заказывать у мастеров и в специальных магазинах. Полная амуниция солдата-пехотинца стоит примерно три с половиной тысячи долларов, а кавалериста – значительно дороже. Кроме наполеоники, Г. Сычёв увлекается и двадцатым веком: в Первой мировой войне он германский солдат («Начитался в своё время Ремарка», - смеётся Григорий), а во Второй – красноармеец. По его словам, идеология в военной реконструкции значения не имеет, главное – погрузиться в эпоху и максимально полно отключиться от современности. В Даугавпилсе было разыграно маленькое сражение – 24 воина приняли участие в нём, бывают же реконструкции огромные, когда разбиваются целые полевые лагеря и т. д. И международные фестивали реконструкций проходят. Тогда можно нырнуть в прошлое с головой.
Руководитель рижского клуба «Редут» Владислав Домбровский заметил, что члены его клуба уже не в первый раз в Даугавпилсе и готовы всегда приехать, если пригласят. «И если мы нравимся», - заключил он.
Стоит добавить, что 17 мая к веку девятнадцатому был добавлен и век двадцатый: управляющий Даугавпилсской крепостью Янис Дукшинский встречал гостей в мундире офицера Земгальской дивизии Первой Латвийской республики, его сопровождал конный патруль. Такое вот сплетение времён и народов.
А вообще прав актёр Виктор Янцевич, который комментировал битву и неоднократно призывал к миру и взаимопониманию. Пусть все сражения будут лишь хобби для участников и ярким зрелищем для зрителей.