Корреспонденты «СейЧас» отправились по названному адресу. Увиденное на улице Пуреню, откровенно говоря, шокировало: дворы утопают в воде, местами уровень достигает полутора метров, затопило подвалы – из них вода вот-вот зальет жилые комнаты. Гниет все, что может гнить. А в Думе, судя по всему, никто ничего предпринимать не намерен.
Ситуация для жителей домов на ул. Брянскас и Пуреню стала ухудшаться недели три назад, когда большинство жителей начали радоваться ледоходу, который сулил снижение уровня воды в Даугаве. Именно в это время стало затапливать дворы домов, находящихся в низине. Мало того что во дворы стала стекать вода от таящего снега, так она просачивалась еще и сквозь дамбу.
– Вроде бы, дамбу пару лет назад укрепляли. Навезли самосвалов десять песка, но вода все равно просачивается откуда-то. У нас вот тут коммуникационный колодец предприятия Lattelecom, так из него вода шла фонтаном, – рассказывает хозяйка дома № 20 на ул. Пуреню Алина.
Как отметили жильцы затопленных домов, на призывы SOS к ним приезжали представители Управления коммунального хозяйства Даугавпилсской городской думы. Побывал на месте настоящего стихийного бедствия и специалист по Гражданской обороне Владислав Рускулис. Но все, что было сделано, так это прорыта канава через дорогу на болотистый пустырь напротив двух рядов домов. Но стоило снизиться в Даугаве уровню воды, как в болотце она стала прибывать. И пошел обратный процесс – вода снова пошла во дворы домов, рассказывают жильцы. Из их рассказа мы узнали, что неделю назад с коллективным письмом они обратились к руководству Думы. И получили потрясающий ответ, мол, ждите, как и предписывает закон, ответим вам в течение 30 дней. Жители же сетуют: а кто знает, что произойдет через эти 30 дней, может, нас совсем затопит, а то и дома сгниют, развалятся. Мы уже совсем не думаем о том, чтобы в этом году удалось посадить на наших пару сотках картошину с лучиной. В июне, когда придет ответ, уже будет поздно что либо сажать.
Вообще, надо сказать, что бюрократизм в институциях Даугавпилсского самоуправления поражает. В большинстве случаев вместо того, чтобы оперативно отреагировать на ситуацию или дать ответ на запрос, должностные лица самоуправления и даже мелкие клерки зачастую тянут волынку в течение месяца, прикрываясь законом, предусматривающем, что этот самый ответ следует дать… не позднее (особо подчеркнем) 30 дней. Но что еще примечательнее: Алина с дочкой лично побывали в одной из инстанций с просьбой о помощи (от расстройства женщина не помнит даже номера кабинета, в который заходили). Рекомендация чиновницы была просто великолепной. Женщинам посоветовали обратиться в Сейм. В частности, к господам Лачплесису и Эйгимсу. Мол, пусть они и решают вашу проблему. Комментарии излишни… Не ведомо нашим чиновницам, что проблемы жителей самоуправлений – это обязанность руководства конкретного самоуправления, которое за счет этих же жителей получают немалые зарплаты, премии, командировочные и т. д. А уж руководство самоуправления вправе, и даже обязано, в случае катаклизмов просить помощи у правительства (а не депутатов Сейма, кстати). Также обращает на себя внимание и тот факт, что в выходные и праздничные дни в экстренных ситуациях жителям реально некуда обращаться за помощью – дежурная служба ПЖКХ в это время попросту не располагает спецтранспортом.
По словам Алины, о напастях жителей домов на ул. Пуреню и Брянскас не понаслышке знает и нынешний мэр Даугавпилса Жанна Кулакова. Потоп в этом месте происходит фактически каждую весну. Разница лишь в том, что нынешние паводки были покруче других годов. Но и в прежние годы, чтобы хоть как-то поддерживать ситуацию под контролем, как рассказывают жители, пригонялись автоцистерны для откачки накопившейся во дворах воды. В этом году, несмотря на масштаб наводнения, и того не сделано.
– Мы не хотим сказать, что городские службы вообще ничего не сделали. Вот привезли питьевую воду (колодцы наполнены грязной паводковой водой), установили биотуалеты. Но ведь от этого ситуация не улучшилась. А мы платим налог на землю, аренду (не все жильцы являются собственниками домов и земли – прим.). Так если никто ничего не хочет делать, пусть хотя бы с нас не взимают налог и арендную плату, – говорят «утопающие» жители.
После первомайского праздника мы созвонились с Управлением коммунального хозяйства Даугавпилсской городской думы, специалисты которого побывали на затопленном участке, и попросили прокомментировать ситуацию.
Как отмечают сотрудники УКХ, в данном случае мы сталкиваемся с природной стихией, а с ней, как известно, бороться чрезвычайно сложно. На месте, где сегодня жители терпят бедствие, когда-то было болото. В 1950-х годах болото осушили, место засыпали и застроили жилыми домами. Но 43 года спустя вода вернулась. В 1994 году была построена система отвода воды в Даугаву. Но вода, как и огонь, непредсказуема, на месте, на котором построены ныне затопленные жилые дома, скапливаются грунтовые воды, и откачивать их, по сути, малоэффективно.
– Потому что, чем больше воду откачивать, тем больше она прибывает. Но мы делаем все возможное, чтобы облегчить участь жителей: установили биотуалеты, доставляем питьевую воду, привезли во дворы бетонные плиты. По просьбе жителей, закопали проем между домами и болотом через дорогу. Будем просить пожарных, чтобы направили на место потопа цистерну, постараемся откачивать скопившуюся воду. Других вариантов пока нет. У нас нет возможности за счет гидробетонных оснований поднять утопающие дома. А вообще, в данном месте застройка домов не должна была вестись. Есть Всемирные требования, которые оговаривают, что если осушенная местность в течение 100 лет снова затапливается, ничего строить там нельзя, – подчеркивают специалисты УКХ.
Ни после обеда, ни к вечеру в четверг на место потопа спецтехника так и не прибыла. В пятницу нам удалось связаться с заместителем исполнительного директора (сам «исполнительный» по традиции был недоступен) Даугавпилсской думы Инарой Артековой. Она подтвердила, что спецтехника в четверг на место экстренной ситуации послана не была, но отметила, что была сделана попытка открыть задвижки системы отвода воды. Однако вопреки желаемому вода дала обратный ход. Пришлось задвижки закрыть. По словам специалиста по Гражданской обороне Даугавпилсской городской думы Владислава Рускулиса, с данного участка спустить воду через систему можно в том случае, если уровень воды глубже 6 м. В пятницу, заверил В. Рускулис, вода стала уходить в Даугаву. В свою очередь И. Артекова заверила, что при Думе создана чрезвычайная комиссия, которая будет решать проблемы, связанные с затоплением жилого фонда. В Думе, мол, принято положение, что жители Гривы, оказавшиеся в незавидном положении, смогут написать в Думу заявление с просьбой выделить материальную компенсацию до 1000 латов. Если для устранения ущерба, нанесенного природной стихией, этого окажется недостаточно, можно будет еще раз обращаться в соцпомощь с просьбой о материальной помощи. Кроме того, И. Артекова заявила, что при Думе будет создана комиссия специалистов для геодезических исследований на Гриве и решения вопросов, связанных с постоянными весенними затоплениями участка между ул. Брянская и Пуреню. Правда, когда все это будет делаться, – вопрос остается открытым. Местные жители на этот счет рассуждают: а не забудется ли это обещание после выборов и что будет, если власть сменится? Но обещают, какая бы там ни была власть в самоуправлении, постоянно напоминать о себе.
Отметим, что только в пятницу, помимо открытия задвижек системы спуска грунтовых вод, на место «гривского потопа» прибыли, наконец, две спецмашины муниципальных предприятий и стали откачивать воду со дворов. Все выходные работали бригады предприятия Specmeistars. Об этом нам сообщила Алина, снова позвонившая в редакцию сразу после праздников. «Очень хочу поблагодарить фирму и бригаду, которая у нас работала! Лично хочу сказать спасибо начальнику Петру Деделсу и работникам Алексею Богачеву, Андрею Бернатовичу, Ромуальду Крыжановскому, Ивану Леонову, Валерию Алексееву, Петру Бейнарту». Что ж, мы благодарность передаем. Только вот трудно себе представить, сколько здоровья и сил положила эта пожилая женщина на то, чтобы заставить чиновников добросовестно выполнять свои обязанности.