Рождение и смерть великолепия: история санатория "Межциемс"10
Особенно заметно это стало после строительства участка железной дороги Санкт-Петербург – Варшава. Городу не хватало одного места, где люди могли получить качественное лечение и просто отдохнуть от городской суеты.
Идею о постройке такого рода учреждения долгое время вынашивал один из самых богатейших и известных людей Витебской губернии, человек аристократических кровей Ян Казимир Иозеф Пляттер-Зиберг Он происходил из второй родовой ветви Зибергов. Один из крупнейших меценатов Витебской губернии, известный любитель всякого рода балов, светских раутов и карточных игр. Несмотря на все слухи, ходившие о графе как о человеке-весельчаке Пляттер-Зиберг имел весьма предприимчивый склад ума, умел не только тратить деньги но и зарабатывать их.
Граф довольно долгое время мечтал о строительстве лечебницы, с каждым днем все чаще погружаясь в свои мысли, представляя, как будет она выглядеть. Оставалось найти место для будущего строительства, именно к этому вопросу граф подходил с особой тщательностью, ведь место должно быть особое. Долгое время этот вопрос оставался открытым. Возможно, все это так и осталось бы в мечтах и планах Пляттера-Зиберга, если бы на одном из светских раутов он не услышал шутливую легенду об одном из районов окружавших город. Легенда гласила, что в 18 веке в лесу поселились староверы, ища спасения от гонений в Российской Империи, и одной из первых построек переселенцев был кабак, который стал самым посещаемым местом для выпивки и гуляний. Оттуда и повелось называть этот район «Погулянка». Иозефу Пляттеру-Зибергу так понравилась эта история, что на следующий день он решил воочию увидеть эту самую «Погулянку».
Природа пленила своей красотой искушенного графа. Зелень смешанного леса была особенно красива, когда сквозь листву пробивались лучики утреннего солнца, звенящая тишина, изредка нарушаемая пением птиц - все это давало ощущения покоя и умиротворенности. Чистый лесной воздух вскружил голову графу, но вся это красота была бы не полной без озер, прекрасно дополняющих красоту леса. Ровная зеркальная их гладь, в которой отражалось чистое голубое небо, окончательно рассеяли сомнения графа, он ни секунды не сомневался - именно в «Погулянке» будет стоять его лечебница.
Проект будущего санатория граф Пляттер-Зиберг доверил главному архитектору города Вильгельму Нейману, успевшему зарекомендовать себя своими работами в стиле «историцизма» ( эклектики). Его здания являлись прекрасным украшением города, одно только здание железнодорожной станции, спроектированное Нейманом, стоит особого внимания. Именно в этом стиле Пляттер-Зиберг видел свою лечебницу. Как бы там ни было, но дуэт Неймана как замечательного архитектора и одного из главных меценатов графа Пляттера-Зиберга состоялся.
В 1 июня 1883 года лечебница «Погулянка» открыла свои двери. Пред взором гостей открылся великолепный парк с аккуратно выложенными дорожками, деревянные резные беседки были главным украшением парка. Вся эта красота расположилась вокруг архитектурного великолепия зданий, выполненных в стиле эклектизма. В этот стиль входили все существующие элементы архитектурных стилей, таких как неоготика, неомавританский стиль, псевдорусский стиль и, конечно же, индо-сарацинский. Не всякая лечебница Европы могла похвастаться таким великолепием.
Первоначально для лечения пациентов здесь использовались минеральные, родниковые воды и кумыс, для добычи которого недалеко от лечебницы бала построена огромная конюшня на 90 породистых кобылиц, которые паслись на окрестных заливных лугах. Вскоре выяснилось, что грязи трех озер имеют лечебные свойства. Так «Погулянка» стала кумысо-водо-грязелечебницей. Всего за год вести о великолепном месте облетели всю Российскую Империю и Европу. «Погулянка» была не в состоянии принять на лечение всех желающих, даже самым известным людям России и Европы приходилось ждать своей очереди, несмотря на громкость их фамилий. Отдыхать в «Погулянке» стало не только полезно для здоровья, но и престижно. Граф так полюбил свое детище, что в 1884 году заказал в Германии на престижном судостроительном предприятии пароход.
В 1886 году пароход с гордым названием «Прогресс» вышел в свое первое плаванье по маршруту Динабург – «Погулянка». Пароход стал не только гордостью лечебницы, но и единственным водным транспортом всего города, в дальнейшем он ходил далеко за границу своего первоначального маршрута. Так курорт принимал самых известных пациентов и провожал не менее известных, но уже здоровых и довольных личностей. Вокруг лечебницы как грибы после дождя вырастали частные гостевые домики (дачи), многие предприимчивые хозяева здешних хуторов сдавали комнаты приезжим. Благодаря этому лечебница могла принимать намного больше больных, несмотря на вместительность гостиничного дома. «Погулянка» за короткое время достигла наивысшего пика популярности и любви благодарных пациентов.
Но в далеко идущие планы Пляттера-Зиберга вмешалась Первая мировая война, а в скорее и не менее бессмысленная Гражданская война. Как известно войны во все времена несли смерть и разруху, не обошла своим кровавым и разрушительным вниманием война и «Погулянку». Вся территория лечебницы сильно пострадала, пришла в запустение. Не смотря на весь этот ужас, граф Пляттер-Зиберг пытался всеми силами и средствами восстановить былое величие «Погулянки». Ради спасения своего детища он продавал родовую недвижимость, не раз обращался за помощью к новому Латвийскому правительству, переступая тем самым через свои принципы, но так и не был услышан. С каждым годом надежды на возрождение гасли, вместе с ними угасал и некогда известный всему городу весельчак Пляттер-Зиберг. Потеряв всякую надежду на помощь, граф сдался: дачи, пансионы и здания лечебницы были проданы разным владельцам. Ян Казимир Иозеф Пляттер-Зиберг ушёл из жизни в 1922 году в возрасте 72 лет, так и не увидев нового возрождения лечебницы.
ЛАТВИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Не смотря на раздробленное состояние лечебница «Погулянка» начала своё неторопливое восстановление: было восстановлено великолепное здание гостиницы, грязелечебницы, вместо курзала был открыт лучший в городе ресторан. В 1936 году Латвийское правительство наконец заметило отсталость Латгалии от остальных регионов Латвии. Министерство принимает закон в котором говорится о развитии Латгальского региона и повышения уровня жизни его жителей. Правительство во главе с Карлисом Ульманисом, начало вкладывать огромные деньги в инфраструктуру региона, которые коснулись и Даугавпилса. Так в 1937 году благодаря этой программе в санаторий «Погулянка» было проведено электричество, а в 1938 году за 250 тысяч латов санаторий у частных лиц выкупил Латвийский кредитный банк. Началось молниеносное возрождения некогда утраченного величия «Погулянки» как курортной зоны.
Первым делом к 114 гектаром земли банк присовокупил еще 242 гектара соснового леса. Было закуплено лучшее в Европе медицинское оборудование, стоимостью в 60 тысяч латов. В каждый номер гостиницы провели горячую и холодную воду, оборудовали душевые кабины. Все здания проектированные Вильгельмом Нейманом были реанимированы и приобрели новую жизнь, оборудовались площадки для приёма солнечных ванн. Для удобства приезжающих от железнодорожной станции до курортной зоны проложили шоссе, каждую среду, субботу и воскресенье в санаторий приезжали известные артисты разных жанров, симфонические оркестры выступающие абсолютно бесплатно. Лечебница «Погулянка» была переименована в санаторий «Межциемс». С открытием обновленного санатория всех жителей региона и первых пациентов поздравил сам президент Латвии Карлис Ульманис. Так санаторий «Межциемс» пережил своё новое рождения, уверенно конкурируя с лучшими курортами не только Латвии и России но и Европы. Всего за три года общими усилиями городских властей и огромной помощи Латвийского правительства санаторий «Межциемс» вернул себе былую популярность.
И снова беда, которая не приходит одна: сначала оккупация молодой независимой Латвии войсками СССР, а потом нацистской Германии. В годы Второй мировой войны для всего города район «Погулянка» стал словом не только нарицательным, но и пугающим до обморока. Именно в красивейших лесах Погулянки, которыми в своё время любовался граф Пляттер-Зиберг, немецкие подразделения «СС» безцеремонно и хладнокровно расстреливали евреев, обвиненных во всех бедах человечества. Но все имеет свойство заканчиваться, так в 1945 году некогда великая Германия капитулировала.
СОВЕТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ «МЕЖЦЕМСА»
В 1947 году председатель исполнительного комитета депутатов трудящихся Даугавпилса Синченко Алексей посылает запрос с просьбой вновь открыть некогда знаменитый санаторий. Несмотря на тяжелые послевоенные годы правительство Латвийской ССР полностью поддерживает инициативу. Так в феврале 1947 года санаторий «Межциемс» отметил своё третье рождения. Синченко Алексей проделал огромную работу не только по реставрации санатория, но и его дальнейшего развития. Санаторий расширил свои территории, были выстроены новые здания пищеблока, второй гостиничный корпус, водолечебница, два летних павильона. Реконструирован и расширен санаторный парк, на берегу Даугавы благоустроен лучший пляж города. В 1959 году санаторий мог принять 180 больных, если в начале третьего возрождения санаторий предназначался для лечения больных туберкулезом, то с 1960 года стал принимать больных сердечно-сосудистых заболеваний и пациентов с невралгическими проблемами.
Благодаря одному из лучших врачей Латвийской ССР - Вере Михайловой - в санатории появились углекислые и хвойные ванны, водолечебная кафедра с набором душей, ингаляторий, кислородная палатка, аэросолярий, клинико-диагностическая и биохимическая лаборатории. К услугам пациентов были клуб, киноустановка, библиотека, бильярдная, спортивные площадки. Третье рождения санатория «Межциемс» было не хуже первых двух. Санаторий вновь обрел свою популярность среди всех слоев населения огромной страны, составляя конкуренцию многочисленным курортам.
В 1990 году на вершине своей популярности, великолепный и обновлённый «Межциемс» вынужден был принять своих последних пациентов. Некогда нерушимый союз оказался не таким уж и нерушимым. В 1991 году Латвия вновь обрела независимость, а первого июня того же года закрыл свои двери лучший санаторий города Даугавпилса - великолепный «Межциемс».