«Потерянный код» Видзирксте2
На открытии присутствовала Дайна Дагния – художница, с которой Видзирксте связывало больше, нежели дружба, а также искусствовед из Риги Анита Ванага.
От них и стало известно, что Сигурдс Видзирксте родился в Даугавпилсе, куда его родители перебрались после Первой мировой войны. Отец Сигурдса знал несколько языков и работал секретарем в Железнодорожной кассе, а мать была переводчиком. В семье подрастало двое детей – Сигурдс и его сестра Эдит, которая в настоящее время живет в Германии. В Даугавпилсе семья прожила почти 10 лет, то есть до 1939 года, когда они переехали в Ригу, где Сигурдс поступил в техникум на отделение химии. Это позволило молодому человку начать «химичить» с красками, в результате чего он сможет изобретать свои, авторские. В 1944 году его родители вместе с детьми покидают Латвию, семья временно обосновывается в Германии, где первоначально приходится жить в лагерях для беженцев. В это время Сигурдс какое-то время посещает студию латышского классика В. Тоне, но пейзажи и натюрморты юношу не вдохновляют. Через пять лет его семья оказывается в США, и Сигурдс продолжает постигать живопись в Студенческой Лиге Искусств Нью-Йорка, расположенной в здании Общества американского изобразительного искусства, той самой Лиге, где в свое время учился увезенный из Двинска Марк Ротко.
В начале творческого пути С. Видзирксте обращается в своем творчестве к теме одиночества. Затем начинает испытывать влияние абстрактных экспрессионистов нью-йоркской школы. Интересуется живописью испанца А. Тапесса. И все-таки ему хочется нащупать свою, неповторимую тропу...
ХХ век был богат на художественные новации, подчас это напоминало настоящую революцию. «Кибернетическое искусство подразумевает художественные эксперименты с использованием первых компьютерных систем (аналоговых и цифровых), которые реализовывались в 1950–1960 годы различными художниками. И каждый из этих экспериментов так или иначе отсылает к кибернетике, как научной основе компьютерных технологий, а также как к источнику эстетических идей и принципов» – говорит А. Ванага и далее рассказывает о том, что в Нью-Йорке С. Видзирксте работал в одном из крупных банков на Уолл-стрит в качестве аудиовизуального специалиста по статистике. На протяжении длительного времени его глаза наблюдали бесконечную вереницу цифр и знаков. И однажды нестерпимо захотелось перенести эти шифрограммы на холст, тем более что в это время Видзирксте находился под влиянием основателя геометрической абстракции Барнетта Ньюмена, исповедовавшего принцип так называемого энергетического письма.
В 1963 году американский журнал «Компьютеры и автоматика» впервые объявил конкурс компьютерного искусства. И в этом же году состоялась первая персональная выставка Сигурда Видзирксте. Последняя прижизненная относится к 1972 году, когда его картины экспонировались вместе с работами Д. Дагнии, с которой они познакомились во второй половине 60-х годов XX века. После смерти художника и любимого Дайна долгое время хранила его работы, но в 1990-х, вернувшись на родину, передала эти произведения Фонду культуры И. Зиедониса, который в свою очередь перенаправил картины в Национальный художественный музей.
Исходное картин С. Видзирксте – точка, способная видоизменяться до бесконечности, приоткрывая новые миры и вовлекая в них наше подсознание. Его работы не имеют названий, художник полагал, что условности в живописи, объединяющей закономерность математических и физических формул, астрономических расчетов, порывы поэзии и музыки, в имени не нуждаются. Хотя одну из его работ все-таки знают как «Черное солнце».
Безусловно, Сигурд Видзирксте – человек своего времени и пространства, которому довелось жить, когда авангард и модернизм оказывали определяющее влияние на сближение искусства и технологий, когда порядок машинного контроля вступал в новую схватку со случайностью, как проявлением космического хаоса, в котором этому необычному художнику было дано разглядеть какой-то порядок. Вот две картины: на желтом пятна, похожие на капли, среди которых нет ни одной одинаковой, они идут параллельно, но что в них? Потерянный код от Вечности? Кто же потерял его и кто отыщет?