"Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай"4
Именно в эти дни по инициативе депутата Европарламента Т. Жданок и при всесторонней поддержке МИДа России была осуществлена поездка в Вену 22 латвийских ветеранов для участия в торжествах, посвященных 65-летию освобождения от немецких оккупантов этого красивейшего европейского города. На обратном пути ветераны из Латвии побывали в Брюсселе (Бельгия), где встретились с европарламентариями, а также представителем России в НАТО Дмитрием Рогозиным. Кстати, ветеран войны И. Н. Терехов, находясь в Кронштадте в сентябре 1941-го, видел, как немцы подорвали линкор «Марат», на котором в то время служил отец Д. Рогозина.
Пали 26000 воинов
12 апреля ветераны, участники боев за освобождение Вены, торжественно возложили цветы к памятной доске советским воинам, установленной на «Имперском мосту» в Вене. На этом мосту через Дунай молодые офицеры-десантники участвовали 65 лет назад в ожесточенном бою с отборными частями СС и предотвратили его подрыв.
13 апреля состоялось возложение венков и цветов к подножию Мемориала советским воинам на Центральном кладбище Вены и у монумента советскому Воину-освободителю в центре города на Шварценбергплатц. В мероприятиях приняли участие представители посольств и дипломатических учреждений России, Беларуси, Украины и других стран постсоветского пространства; представители организаций соотечественников в Вене и австрийской общественности. В этот день – 13 апреля 1945 года – войска 3-го и 2-го Украинских фронтов, сломив упорное сопротивление противника, завершили боевые действия и полностью овладели городом Вена. Освобождая Австрию от гитлеровской тирании, в общей сложности пали в боях свыше 26 тысяч советских воинов.
Вечером этого же дня ветераны из Латвии посетили Российский центр науки и культуры в Вене, где в праздничной обстановке состоялось общение участников войны с членами ветеранской организации соотечественников в Австрии «Родина», послом России в Австрии С. Ю. Нечаевым, председателем Всемирного координационного совета соотечественников А. В. Лобановым, представителями австрийской общественности. Вечером для ветеранов был дан прием и организован концерт в РЦНК в Вене. Австрийцы высказали слова глубокой признательности участникам освобождения Вены, «спасшим город от разрушения и изгнавшим нацистов» с территории Австрии.
Глава временного австрийского правительства Карл Реннер в ноте, направленной в апреле 1945 года правительствам СССР, США и Великобритании, писал: «Благодаря победоносному продвижению Красной Армии, освободившей Вену и значительную часть Австрии от армий германского рейха, стало возможным снова вернуть нашу полную политическую независимость».
Тёплый приём
А 20 апреля 2010-го года Иван Николаевич Терехов, руководитель ДОБАК, сидя под портретом несгибаемого маршала Жукова, делился с даугавпилсскими ветеранами своими впечатлениями. «В первую очередь в памяти остался очень теплый прием. Австрийцы и бельгийцы душевно кланялись при виде наших боевых наград. А вот цены в Австрии кусаются!
Погода в эти дни выдалась замечательная. В честь ветеранов был организован тематический концерт, в котором приняли участие дети сотрудников посольства. Поразило и растрогало отношение австрийцев к братскому кладбищу павших советских воинов. Я не видел такого нигде. Исключительный порядок, чистота, газоны подстрижены травинка к травинке, кустики тщательно «причесаны», удобные скамеечки, чтобы пожилым людям было, где присесть. Вокруг мрамор. В Вене проживает много наших ветеранов. Принимавших участие в освобождении Вены и умирающих в наше время тоже хоронят здесь на братском кладбище с почестями. Ни одна буква не сбита, ни один постамент не испорчен. Арочные ворота, на которых есть надпись «Вечная Слава героям, павшим в боях за освобождение Вены», тоже обрамлены мрамором. У нас, к сожалению, такой порядок на братских захоронениях присутствует далеко не везде.
Не менее радушно латвийских ветеранов принимали в Брюсселе: нас поселили в роскошной гостинице «Моцарт», для каждого были отведены отдельные апартаменты. Но несмотря на все позитивные моменты, я очень соскучился по русской речи. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше! С освободителями Вены, проживавшими в Даугавпилсе, я был лично знаком. Печально, что большинство из них сегодня уже не с нами. Например, нет уже Петра Ивановича Манжоса – светлая ему память. А ветеран Владимир Александрович Варфоломеев, бравший в 1945-м столицу Австрии, не смог поехать в Вену по состоянию здоровья», – вздохнул И. Н. Терехов.
Героические подвиги
Шла последняя военная весна. Дни фашистской Германии были сочтены. Войска 3-го Украинского фронта, завершив освобождение Венгрии, в начале апреля 1945-го перенесли боевые действия на территорию Австрии. Стремясь сохранить Вену от разрушения, спасти ее исторические памятники и предотвратить напрасные жертвы среди населения, Военный совет фронта обратился к жителям австрийской столицы с призывом организовать борьбу против гитлеровских оккупантов, препятствовать фашистам минировать город, мешать вывозу из Вены материальных ценностей. Население Вены, австрийские патриоты с пониманием отнеслись к этому воззванию.
6 апреля начались ожесточенные бои за взятие Вены. Советская истребительная авиация господствовала в воздухе. Ощутимый урон врагу в этот день нанесли бомбардировщики. Приказ о нанесении ударов по железнодорожным эшелонам в районе Вены поступил в 861-й полк рано утром. На станции Флоридсдорф скопилось большое количество эшелонов с техникой, боеприпасами, горючим. Следовало уничтожить эшелоны, парализовать работу станции, но при этом не допустить, чтобы хоть одна бомба упала на жилые кварталы.
24 бомбардировщика взяли курс на станцию Флоридсдорф. Высота – 3000 метров. Внизу широкой лентой извивался Дунай. Мощные взрывы потрясли окрестность. В мгновение станция превратилась в огромный дымящийся костер – рвались вагоны с боеприпасами и горючим. Затем в воздух поднялись бомбардировщики. В результате налета был взорван склад с боеприпасами, уничтожено свыше 160 вагонов и платформ, разрушены станционные пути. 12 апреля был проведен общий штурм вражеских позиций в Вене. А 13-го Вена была полностью очищена от гитлеровцев. Остатки немецко-фашистских войск, побросав технику, бежали на север.
Венская операция, в ходе которой была разгромлена группа фашистских армий «Юг», успешно завершилась. Пленными противник потерял более 130 тыс. солдат и офицеров. Советские войска захватили и уничтожили 1345 танков и штурмовых орудий, более 2550 полевых орудий и минометов, свыше 300 самолетов и другую военную технику.
Бои, которые вела в небе Австрии 17-я воздушная армия, вошли в историю авиации как пример эффективного применения боевых самолетов против крупных бронетанковых группировок противника. Таких результатов в ходе второй мировой войны не могли добиться военно-воздушные силы ни Англии, ни США.
За героические подвиги тысячи летчиков, техников, связистов, зенитчиков, воинов авиационного тыла были удостоены правительственных наград. Всему личному составу, принимавшему непосредственное участие в боях за столицу Австрии, была вручена медаль «За взятие Вены». Было что праздновать!
На улицах Вены спасенной
Собрался народ стар и млад,
На старой израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.
Выспаться на ложе императора
Семен Гладышев, в апреле 1945-го в составе 9-й гвардейской воздушной десантной армии освобождавший Вену от фашистов, вспоминает:
– Штурм Вены был крайне ожесточенным и тяжелым, немцы образовали здесь крупную группировку войск, построили мощный комплекс оборонительных сооружений вокруг австрийской столицы. Когда развернулись бои в самом городе, противник использовал для обороны большие каменные здания, возводил баррикады, устраивал завалы на улицах, устанавливал мины. Узкие улочки и переулки играли на руку обороняющимся фашистам. Некоторые венские кварталы то и дело переходили из рук в руки. Осложнило штурм и повлекло многие воинские потери с советской стороны решение командующего Венской операцией маршала Ф.И. Толбухина о минимальном использовании артиллерии при штурме исторического центра Вены, принятое с целью сохранения архитектуры города. Центр Вены брали только живой силой, Вену сохранили кровью и героизмом советских воинов. Надо сказать, что армия еще до начала штурма была измотана стремительными маршами и напряженными боями, ее бойцы ожесточенно сражались из последних сил, и потому как только немцы капитулировали в результате недельных боев, солдаты, обессилившие от многодневного отсутствия сна, расположились на отдых там, где их застало сообщение об окончании штурма.
Рота Гладышева разместилась на ночлег в небольшом дворце, оказавшимся зданием исторического музея Вены. Большинство бойцов устроились спать прямо на полу, подстелив под себя шинели, кто-то примостился на креслах. Больше других повезло одному уральскому пареньку, «замертво» рухнувшему на какую-то старинную кровать. Утром хранитель музея, седой старичок, робко пытался разбудить его, слезно причитая, что тот спит на ценнейшем музейном экспонате – брачной кровати дочери австрийского императора Франца, второй жены Наполеона императрицы Марии-Луизы. Гладышев, отлично понимавший немецкий, попросил спящего освободить ложе императрицы. Тот, извинившись, перелег на другое место. Хотя, по сути, простой русский солдат своим героизмом и смертями своих боевых товарищей, погибших при освобождении Вены, вполне заслужил историческое право выспаться после кровавых боев на императорском ложе!