Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

Староверы будут просить помощи у правительства5

Староверы будут просить помощи у правительства
Это решение было принято на Центральном совете древлеправославной поморской церкви Латвии в связи с серией краж икон в моленных Латгалии.

Ситуация сложилась крайне напряженная: с начала года ограблено 16 деревенских приходов, за последние два месяца совершено 10 краж. В конце июня из Штиканской моленной (Силманская волость, Резекненский край) было похищено 11 икон и рукописное Евангелие.

 

И руководство поморской церкви, и сотрудники правоохранительных органов сходятся во мнении, что действует шайка воров, которые, скорее всего, вывозят иконы за пределы Латвии. Специалисты по антиквариату считают: в нашей стране среди коллекционеров интерес к иконам небольшой, чего нельзя сказать о России, Великобритании и Германии, где иконы достаточно легко продать и никто особо не интересуется их происхождением. А, по мнению профессора Латвийского университета и бывшего руководителя Управления по делам религии Министерства юстиции Ринголдса Балодиса, в Латгалии до сих пор есть иконы, стоимость которых равняется стоимости особняка в предместье Парижа.

 

Центральный совет древлеправославной поморской церкви Латвии будет просить у правительства денег на приобретение и установку сигнализаций в моленных Латгалии. На сегодняшний день лишь три латгальских моленных оснащены такими системами, остальным не позволяет это сделать бедность. Правда, правительству предстоит подумать: не противоречит ли оказание помощи староверам 99-й статье Сатверсме, закрепляющей за каждым свободу выбора религиозных убеждений и указывающей на то, что церковь отделена от государства. Председатель Центрального совета древлеправославной церкви Латвии Алексий Жилко считает, что никакого противоречия здесь нет, ведь речь идет о культурно-историческом наследии страны.

 

Представители полиции сетуют на то, что если храм находится в глухой местности, то от сигнализации может быть мало толку. Другое дело, когда она соединяется с полицейской охранной системой, и сигнал о взломе моленной моментально поступает в ближайший участок. К сожалению, стражи порядка часто узнавали о кражах икон поздно: среди староверов не принято рассказывать «чужим» о таких делах. Кстати, похититель икон подвергается церковному проклятию до четвертого колена, проклятие распространяется и на тех, кто покупает похищенные иконы. Впрочем, эти суровые староверские правила банду, орудующую в Латгалии, не останавливают.

 

Еще одна проблема, на которую указывают правоохранительные органы, заключается в том, что многие иконы не имеют научного описания, нет и их фотографий. Опять-таки это связано с особенностями староверского быта, где фотографирование вообще долгое время не поощрялось, ибо считалось, что люди и предметы в процессе фотосъемки теряют божественные свойства. Вот и получается, что часто лучше всех знает, как выглядела украденная икона, какая-нибудь бабушка 80 с лишним лет и с плохим зрением.

 

Все-таки хочется думать, что при помощи правительства, полиции и, конечно же, Бога кражи икон в Латгалии удастся прекратить.