Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

«Аугшдаугава» пела и плясала

«Аугшдаугава» пела и плясала
26 мая природный парк Daugavas loki и деревня Слутишки, что в Науенской волости, в очередной раз принимали международный фестиваль народного творчества Augšdaugava 2012.

Программа мероприятий, назначенных на этот день, была столь обширной, что описать подробно все не представляется возможным. Выставка картин «Полевые цветы», концерты танцевальных коллективов, проводы участников вселатвийского слета водного туризма «Большой плот», концерт этномузыкантов из Латвии, Литвы и Беларуси, спортивные состязания, в число которых входило: катание на лодках, луговой волейбол, народные спортивные игры и даже забег босиком, – несомненно, доставили удовольствие многим и многим. Находились те, кто выбирал из многообразия «полевого букета» фестиваля доверчивое общение с лошадьми, которые по случаю праздника прибыли сюда с конного двора Klajumi. При этом можно было не только погладить шелковистую лошадиную гриву, но и прокатиться на литовском тяжеловозе верхом, правда, за это следовало заплатить. Признаем: билет на лошадь стоил несколько дороже, чем на городской автобус, но зато сколько впечатлений! Малыши, празднующие «Аукшдаугаву» под опекой родителей, с удовольствием забирались на телегу, в которую была запряжена лошадка с бубенцами. «Сколько же лет этим бубенчикам?» – интересуюсь у управляющего лошадью Айвара Федотова. «Да, почитай, с ульмановских времен звенят!» – отвечает.


В староверской деревне Слутишки летом чистый рай.

 

Деревенька будто сбежала с близлежащего холма и предусмотрительно остановилась на правом берегу живописной Даугавы. Староверы обосновались тут более двух веков назад. Дома строили в лучших традициях предков. В основе построек – прямоугольные срубы, крытые двускатной или четырехскатной кровлей. Холодильники заменяли каменные подвалы, которые и теперь исправно служат, не требуя платы за электричество. И разноликие ставни к окнам. Ставни – веки, окна – глаза в мир божий… Сегодня самый почтенный житель деревни – Гавриил Наумович Михайлов. Рассказывает, что живет здесь больше 50 лет. А до этого в деревне Саргилишки жил, в Слутишки перебрался, женившись на Гликерии, которой в живых уж нет. Гавриил Наумович со спокойным достоинством узнает себя на одной из фотографий подаренного ему альбома Slutiшкu noveles (альбом на латышском и английском языках с фотоработами Астриды Мейране). На фото он стоит, опираясь на крестьянские вилы, у ног ластится кошка Мурка.


«В этой деревне раньше-то 21 дом был. Теперь шесть каких осталось… Клубов не было, а молодежи много. Танцевать по домам зимой собирались, а летом в сарае, вон там, на горке, сарай был большой, пол глиняный, ну и плясали…» – улыбается старик. «А песни старые помните?» Задумывается… И я уже предвижу, что скажет: нет, не помню… Как вдруг: «Не садись, пташка, на ветку, ты не знаешь, что на ней. Тут ловец поставил клетку для погибели твоей…» Слушаю и с грустью думаю, как пронзительно жаль безвозвратно тающего.


Свидетель нашего разговора Юрис Урбанс тоже житель Слутишек. Юрис благодарен староверу Гавриилу Наумовичу за то, что тот его обрабатывать землю научил. «Мы тут живем дружно. Праздники вместе отмечаем. А в буднях помогаем друг другу, если что. Нас интегрировать не надо, мы уже давно интегрировались!» – заключает католик Юрис.


А вокруг набирает силу фестиваль, призванный не только веселить народ, но и сплачивать. Вот символический трактор везет многонациональным «паровозиком» детишек, взмывают в небо высокие качели, развеваются в национальном танце юбки девушек, ждут своего часа сложенные для большого костра дрова. И все это на фоне благодатной латгальской природы, которая открывает свои объятия всем, независимо от величины кошелька или партийной принадлежности. Из глубины сундука-истока по траве-мураве разбегаются вязаные дорожки с немыслимыми узорами. По какой же пойти, чтобы не ошибиться?..