Тайны кукольного мира2
А потом этот верный спутник детства куда-то пропал. Может, обиделся, что не до него хозяйке стало…
Время шло, и вот уже мама Наталья Иванова отмечает свое 30-летие. В игрушки теперь играет ее дочь – шестилетняя на тот момент Мария. И тут Наталья подмечает за собой нечто странное – ей тоже хочется общаться с куклами, но не с фабрично-штампованными, как у дочки, а сотворенными своими руками. Она вспоминает, что еще со школьных лет хорошо знакома с рукоделием – умеет шить, вязать, вышивать, а это большой плюс в изготовлении куклы. Но жизнь жестко возвращает к реальности, отрывая от романтики затеплившейся было мысли. Надо зарабатывать на хлеб насущный, до кукол ли?..
ПРИВЕТ ОТ ГНОМА!
В начале 2000-х годов Наталья занималась сетевым маркетингом, что подразумевало встречи с самыми разными людьми. Это время и подарило знакомство с многогранной в творчестве художницей из Краславы Дайгой Лапса – прозвенел еще один звоночек судьбы. Художница пригласила Наталью к себе домой, где та неожиданно обнаружила воплощение своей «розовой» мечты. В одной из комнат стояли коробки, наполненные авторскими куклами – Дайга готовила к отправке заказ, адресованный интернату детей-инвалидов в Германии. Куклы поразили своей необычностью. Они были текстильные с керамическими лицами и ладошками рук. Наталья стала разглядывать одну, вторую, третью и дошла до той, с которой расставаться не захотела. Кукла Солнце – в желтом комбинезончике, начиненном моточками хлопковых ниток, с добрым и ласковым ликом. Наташа купила ее и бережно привезла домой, в Даугавпилс.
Тем не менее пройдет еще семь лет, прежде чем судьба даст третий звонок, и занавес души окончательно распахнется навстречу потаенному в ней предназначению.
В 2010 году Наталья познакомилась с Еленой Михайловой, создающей кукол из моделита, которая и явилась первым учителем-практиком. Елена учила не только создавать куклу, но чувствовать и понимать ее. Наталья стала прилежной ученицей и в конце этого же года создала свою первую в жизни куклу, которую назвала Полиной. «Причем Полина первоначально должна была стать Снегурочкой, но в процессе работы над ней кукла вдруг стала диктовать свою программу. В результате на свет явилось рыжеволосое создание – девушка с зелеными глазами, с веснушками на лице, в цветастой кофточке и оранжевом сарафане», – рассказывает Наталья. А я, глядя на вязаные чулки этой своенравной куклы, замечаю, что Полина похожа на Пэппи Длинныйчулок, только в более старшем возрасте.
А скоро у Полины образовался друг Антон, также рожденный Натальей из моделита – пластичного материала, не требующего обжига. (Куклу из моделита можно посадить, поставить, придать любую позу). Моделитовый Антон предстал передо мной настоящим франтом, с модным шарфиком вокруг шеи, в джемпере из чистой шерсти, вельветовых брюках, замшевых туфлях и тоже… рыжим! Получается, горячий привет от Гнома из детства, не иначе!
Полина и Антон пока живут гражданским браком, в духе времени. Главная заслуга их кукольной жизни в том, что оба вселили в Наталью уверенность – она на правильном пути. Дальше осваивающая кукольное дело двинулась сама. Ощутимо помогает Интернет, где можно разжиться ценной информацией по созданию кукол, учиться в мастер-классах, что Наталья и делает. Кроме моделитовых кукол, освоила текстильные, после которых пришла очередь особой категории кукол – славянских оберегов, о которых рассказ впереди.
ПОДОРОЖНИЦА И БЕРЕГИНЯ
Изначально кукла являлась неким сакральным предметом. С самыми первыми куклами не играли, а относились к ним очень даже уважительно. Мастерили их в основном женщины – хранительницы родовых традиций. Связывалось это и с тем, что многие обрядово-обережные куколки столь миниатюрны, что справиться с подобной работой были способны лишь проворные женские пальцы.
В стародавние времена куклы-обереги отвечали за многие стороны человеческой жизни. Им придавали значение ритуальных и обрядовых символов. Люди верили, что кукла способна защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом богатство, счастье и прочее, и прочее…
При создании кукол их сматывали, скручивали, сворачивали неспешно и обстоятельно – с надеждой и любовью. В процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок. Нити рвались руками, также поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или постельного белья. Использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный неудачами и бедами.
Обрядовых кукол запрещалось делать в праздничные и выходные дни. Куклу следовало создать в один прием, начатый процесс на завтра не откладывали – существовала примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили молчание).
Первая кукла-оберег, сделанная руками Натальи Ивановой, – миниатюрная куколка Счастье. Такая дарится девушкам и женщинам на их счастливую женскую долю. У куколки коса обязательно загибается вверх, символизируя рост всевозможного благополучия и женской силы, любви. Интересно, что все славянские куклы имеют одну характерную особенность – они безликие, то есть лицо может быть вывязано каким-либо традиционным узором, состоять из природных материалов, но оно не может иметь глаза, рот, нос. Потому что по поверьям – такая кукла не позволит вселиться в себя злому духу и творить зло вокруг себя, а кроме того, безликая кукла не сможет быть двойником человека, другими словами, с ее помощью нельзя кому-то навредить.
«Когда я стала изучать историю славянских кукол, многому пришлось удивиться, так, узнала, что раньше у людей хранилось до ста всевозможных кукол-оберегов на разные случаи жизни. В дорогу брали Подорожницу, которую запросто можно положить в карман, тогда дорога будет гладкой и спокойной, да вот она, – Наталья показывает симпатичную невесомую куколку в платочке и с дорожным узелком в ручках. – Кстати, таких куколок нынче возят с собой в машине. Или вот, куколка Радостея, талисман радости и хорошего настроения. У Радостеи ручки подняты вверх – символ, что все ОК! Еще одна куколка – Желаньице. К ней можно обратиться по поводу исполнения какого-либо желания. Но, чтобы она его исполнила, следует сначала пристегнуть ей на платьице бусинку или пуговичку, то есть чем-то одарить. Сначала вы кукле – потом она вам!»
Дальше Наталья показывает мне куклу Пеленашку – оберег для беременных на благополучные роды и новорожденных. Пеленашка – как раз по размеру ладошки младенца, чтобы он мог ее зажать в кулачке, похожа на карандашик в цветной пеленочке. Еще одна куколка-оберег, зовется Берегиня. Эта призвана охранять дом, очищать его от злых духов. Если происходила ссора, то Берегиней, по воздуху, словно веничком, выметали весь негатив из избы. Собственно, ничего не мешает делать это и сейчас, по крайней мере для самоуспокоения. При создании славянских кукол Наталья использует хлопок, шерсть, лен. Другие материалы для кукол-оберегов не годятся. «Отсюда и положительная энергетика, которую, глядя на результат, неосознанно ощущаем», – поясняет кукольница Наталья. И правда, от каждой такой куколки веет теплом и покоем.
Сегодня даугавпилсская кукольница, зарегистрировав индивидуальную деятельность, сама преподает детям и взрослым мастерство создания всевозможных кукол. В ее учительской копилке также занятия с детьми в Молодежном центре Науенской волости. К окончанию очередного урока у каждого ученика готова куколка собственного изготовления.
«Я так рада, что меня, наконец, повернуло в то русло, по которому следовало плыть изначально. За создание куклы берусь только с хорошим настроением, когда приходит вдохновение. Образ возникает в голове как отзвук на некое впечатление, никаких эскизов никогда не рисую. Могу вдохновиться сказками Бажова…» – говорит та, в чьих планах заняться изготовлением кукол в латгальских народных костюмах, историю которых Наталья уже принялась изучать.
Вот так куклы могут просветить разум, успокоить душу и сделать жизнь человеческую намного интересней. Но, внимание! – речь не о куклах Барби!