Обратите внимание: материал опубликован более чем тринадцать лет назад

Последний звонок Аллы Ивановны Цыганковой (1944-2012 гг.)13

Последний звонок Аллы Ивановны Цыганковой (1944-2012 гг.)
17 мая скоропостижно скончалась Алла Ивановна Цыганкова, мой учитель физики. Убежден, каждому узнавшему эту скорбную весть ударила в голову одна мысль – «не может быть – это невозможно!». Ведь ушла легенда 10-й средней…

Последний звонок Аллы Ивановны Цыганковой (1944-2012 гг.)
Алла Ивановна, как говорили раньше, умерла на боевом посту. Накануне проведя уроки, пришла домой, скорее всего распланировав до мелочей завтрашний день, заснула… Пунктуальный учитель впервые за всю свою 47-летнюю педагогическую деятельность опоздала на первый урок. В школе все поняли…

 

В этом была вся Алла Ивановна – она не могла опаздывать, она не могла позволить себе быть равнодушной, забыв о том, что ученик ждет «как ему стать человеком». Она воспитывала именно Человека. Такой мы, выпускники, ее запомнили. Тем больше теплых слов хочется сказать сегодня, когда ее тот самый назавтрашний план теперь уже никогда не сбудется.

 

Алла Ивановна из тех людей, которым были безразличны поветрия современности. Она не переносила все ветреное – не была флюгером. Видимо поэтому требовала определенности и принципиальности от своих учеников. И у ней было чему поучиться.

 

Ее официальная биография гласит: с 1965 года занимается педагогической деятельностью. Но мало кто знает, что практику она проходила на Саласпилсском экспериментальном атомном реакторе, а после мечтала заняться научной деятельностью в области ядерной физики. Трудно сказать, что изменило ее планы, но всю свою жизнь она все-таки связала с детьми, их, не только обучением, но воспитанием.

 

Умная, принципиальная и дальновидная она не приняла, как многие, тех скороспелых перемен, которые происходили в государстве в начале 90-х годов. Она уже тогда понимала какими потерями обернется для образования и общества в целом «песенная революция», совершенная людьми опьяненными свободой. И она единожды присягнув – этой присяге не изменила. Ее ближайший друг – Фаина Александровна Пономарчук, бывшая директор 10-й средней – вспоминала: «Алла была, хоть об этом сейчас и не принято говорить, секретарем парторганизации школы»…

 

Алла Ивановна и в наше время оставалась преданно верна идеям справедливости. Так и преподавала, а точнее – воспитывала. Хорошо помню конец октября 2003 года, когда она вбежала со звонком в кабинет, вся возмущенная, и задала вопрос: «Поднимите руки кто доволен тем, что хотят сделать с русскими школами!?». Не все, но руки поднялись. «После уроков – зайдите в лаборантскую, скажу номер телефона», - последовал ответ. Тряслись коленки, но я зашел – мы побаивались ее, честно говоря – это предопределило мою дальнейшую судьбу. Она и была предопределяющим судьбу учителем.

 

После этого, Алла Ивановна требовала свыше, чем с остальных. Ведь это было в ее характере: берешься за дело – будь достоин своего дела! С таких Алла Ивановна спрашивала втридорога. Штрих к ее портрету. Женя Баранов, ее любимый ученик, готовился к олимпиаде. Он курил. И как-то она застала его врасплох в курилке… Знаю только, что он был приглашен в лаборантскую на разговор. А потом кто-то из наших стрелял у него сигарету. Женя ответил: «Я бросил…». На похоронах от Жени был венок с надписью: «Любимому учителю, Алле Ивановне…».

 

Не всегда гладко складывались с Аллой Ивановной взаимоотношения, я не был самым ее лучшим учеником, но сейчас хочется сказать: спасибо, Вам, Алла Ивановна, за то, что научили быть может не физике, но чувству чести и справедливости точно! От всех нас, выпускников. От школы, давшей столь пронзительный, последний для Вас звонок. Светлая Вам память, Алла Ивановна. Царствие Небесное.