Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

«Солидарной памятью» по прибалтийскому неофашизму

«Солидарной памятью» по прибалтийскому неофашизму
Такой рецепт борьбы с неофашизмом в Прибалтике предложил один из участников прошедшей в Таллине, в правовом центре «Каддис», конференции, посвященной памяти Героя Советского Союза Арнольда Константиновича Мери.

По приглашению организаторов мероприятия – молодежной организации «Молодое слово» и Эстонского антифашистского комитета – в работе конференции принял участие и специальный корреспондент газеты «СейЧас», ваш покорный слуга.

 

Пожалуй, редко встретишь в президиуме подобных мероприятий такое количество заслуженных людей. Здесь был и трижды (!) лауреат Сталинской премии фронтовой кинооператор Школьников Семен Семенович, и лидер Антифашистского комитета Финляндии профессор Хельсинкского Университета Йохан Бекман, присутствовал и непосредственный участник событий «бронзовой ночи», член Всемирного координационного совета российских соотечественников и нынешний председатель Эстонского антифашистского комитета Андрей Александрович Заренков.

 

Разумеется, главной темой встречи были воспоминания о первом эстонце, удостоенном высокого звания Героя Советского Союза – в зале незримо ощущался дух Арнольда Мери. Но в ходе мероприятия внимание участников остановилось и на некоторых общих «острых углах» эстонского и латвийского общества.

 

Конференцию открыл Андрей Заренков.

 

– Я его знал близко. Арнольд Константинович много говорил об Эстонии, видел ее «Эстонией для всех», без приватизаций каким-либо одним народом. Слова А. Мери о том, что нам «нужна другая Эстония, нежели нынешняя, иначе бунт» – стали провидческими!  Поэтому Эстония должна меняться. Меняться, чтобы не исчезнуть, – высказался Андрей Александрович.

 

По мнению Заренкова, события с Бронзовым солдатом – демонтаж монумента и снос мемориальной стены в ночь с 26 на 27 апреля 2007 года, повлекшие за собой массовые волнения в Таллине и других городах Эстонии, являются наглядным примером того, что бывает, когда на протяжении долгих лет людей испытывают на прочность. С 1990 года в Эстонии начинается долгий период дискриминации русскоязычного населения. Появляются запреты на использование родного языка, в школе морально терроризируют и увольняют учителей, подкрепляя все это отсутствием гражданских прав более чем у 120 тыс. жителей Эстонии. Заключительным аккордом стало попрание исторической памяти, т. е. непосредственно снос Бронзового солдата, вылившийся в бунт.

 

Комментируя дальнейшие планы эстонских антифашистов, Андрей Заренков сказал о важности возврата русскоязычных политиков на трибуну Рийгикоку (парламента) Эстонии. По мнению Андрея Александровича, это возможно в содействии с латвийскими политиками.

 

– Здесь главное – поддержка партий из Латвии. Когда я еще был руководителем Конституционной партии, с тех пор помню, как латвийские политики замыкались на себе. Это ошибка. Поэтому я призываю их к сотрудничеству… пожалуй, даже к союзничеству! – эмоционально отметил Заренков.

 

Выступавший вслед Заренкову 92-летний Семен Школьников немного разрядил повисшую в зале атмосферу серьезности, залихватисто рассказав о том, как в одной из артиллерийских частей, где он должен был снимать хронику, его положили на ночь в избу вместе с зенитчицами. Семен Семенович на всю жизнь запомнил наполнявший фронтовую комнату запах женских духов «Красная Москва»…

 

К слову сказать, Школьников – один из трех ныне живущих фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. Он был единственным военным оператором, который трижды забрасывался в партизанские отряды. За находчивость и героизм, проявленные во время выполнения спецзадания в партизанских отрядах, инженер-капитан Школьников был награжден орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Но главная для него награда – это звание лауреата Сталинской премии, которое он получил прямо на фронте в 1943 году. Это звание он получит еще дважды – в 1947-м и 1951 годах.

 

Профессор Йохан Бекман выступил с докладом на тему фальсификации  истории в современной Прибалтике. Состоялся разговор об имеющих место попытках героизации пособников нацистов. Финский ученый дает однозначную оценку мероприятиям, проводимым 16 марта в Латвии (шествие легионеров к Памятнику Свободы) и 26 июля в Эстонии (слет эстонских ветеранов СС в местечке Синимяэ) – «это фашизм»! А вот потуги эстонского официоза о якобы имевшем место «геноциде эстонского народа» (как раз в этом обвиняли А. Мери) в СССР, вылившемся в массовые депортации в 1949 году, по мнению ученого-правоведа Бекмана, не выдерживают никакой критики. Дело в том, что в международной практике «депортация» понимается как высылка людей из одного государства в другое. Но в 1949 году переселение людей в Сибирь происходило в границах одного государства – Советского Союза. Таким образом, действия советской власти можно квалифицировать лишь как «административную высылку», что не может влечь за собой никаких правовых последствий для производивших эту высылку. Т. е. с точки зрения профессора Бекмана, – судить Мери, ссылаясь на практику международного права, недопустимо, нет состава преступления. Такое вот мнение у европейского правоведа!

 

Вообще Йохан Бекман известен тем, что в выпущенной в 2008 году книге «Бронзовый солдат – фон и содержание споров вокруг памятника в Эстонии» утверждает, что Эстония не имеет будущего как независимое государство. Книга вызвала крайне негативную реакцию «национально ориентированных» эстонских и финских деятелей. Некоторые финские журналисты даже развернули против Бекмана кампанию – в открытую назвали «агентом ФСБ». В ответ профессор подал иски в суд. Но на этом все не закончилось. Несколько месяцев назад Йохану в несколько раз сократили количество лекций в университете. Бьют по карману.

 

На конференции также присутствовали родственники Арнольда Константиновича Мери. И после выступления Бекмана своими воспоминаниями о ветеране поделилась внучка А.К. Мери – Анастасия Мяльсон. Многогранность судьбы этого человека удивляет.

 

Оказывается, Мери был из белогвардейской семьи и долго жил в Югославии. В 1938 году он вернулся в Эстонию. Его призывают в армию. В 1940 году с приходом советской власти он становится комсомольцем. В 22-летнем возрасте в июле 1941 года Арнольд Мери становится первым эстонцем, удостоившимся звания Героя Советского Союза. В 1945 году Арнольд Константинович – Первый секретарь ЦК комсомола Эстонии. А в 1951 году по доносу его исключают из ВПШ и лишают правительственных наград. После ХХ съезда КПСС – реабилитация.

 

Заключительный этап конференции был запланирован у могилы Арнольда Константиновича на кладбище Лийма. На следующий день участники мероприятия увидели крохотную, более чем скромную могильную плиту. На ней было написано только имя, фамилия и годы жизни героя. Я не удержался и спросил внучку: «Почему так – высокий партийный работник, Герой Советского Союза – и такой скромный памятник?!» «Это его последняя воля – никаких гранитных глыб, все должно быть скромно, а то ему будет стыдно», – ответила внучка.

 

Позже выяснилось: у Арнольда Константиновича за всю жизнь была лишь одна машина, которую он водил до глубокой старости – «ушастый» запорожец…

 

Да, действительно, для современных русских Эстонии этот ветеран стал символом порядочности, мужества и стойкости. После «бронзовой ночи», уже будучи тяжело больным раком легких, 88-летний Арнольд Константинович не оставил поста председателя Эстонского антифашистского комитета, а, используя старые связи (в советское время Мери руководил Эстонским обществом дружбы и культурных связей с зарубежными государствами), противостоял попыткам осудить активистов «Ночного дозора» – организации, вставшей на защиту Бронзового солдата. За это он поплатился.

 

В августе 2007 года прокуратурой Эстонии против Арнольда Мери было возбуждено уголовное дело по обвинению в организации и участии в депортации жителей острова Хийумаа в марте 1949 года. Это деяние было квалифицировано как геноцид. Но обвинение в столь тяжком преступлении, за которое полагается пожизненное заключение, не испугало, а, наоборот, подтолкнуло Арнольда Константиновича к активным действиям. Ветеран остался верен солдатской присяге – Мери успешно руководил Эстонским антифашистским комитетом до самой своей смерти, 27 марта 2009 года. Уже на следующий день после смерти, 28 марта, по Указу Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, Арнольд Мери был посмертно награжден орденом Почета.

 

Разрушение памятников и преследование ветеранов Великой Отечественной войны националисты в Прибалтике называют «очищением от красного мусора» и в попытках перекроить историю задают тон остальным, желающим получить политические дивиденды с советского прошлого. Однако если смотреть на все это с высоты самой истории, то методы такой борьбы лишь приближают этих людей к тем, кого они сами винят во всех своих бедах. А тот, не слезающий с передовиц таблоидов и политических меморандумов антироссийский оскал, которым официальные лица щедро снабжают свой народ, рано или поздно в стократ жутче аукнется в руинах здания с покосившейся табличкой «Экономика Прибалтики».