Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Виталий Айзбалтс призывает сесть за стол переговоров

Виталий Айзбалтс призывает сесть за стол переговоров
В эпицентре возникшего на прошлой неделе политического смерча находилось также объединение ЛПП/ЛЦ, поэтому мы поинтересовались у генерального секретаря этой партии, депутата Сейма. Виталия Айзбалтса, как политические события повлияют на жителей и какие изменения ожидаются в правительстве.

– Народная партия ушла из правительства, и, нужно согласиться с политологами, – в очередной раз отказалась от ответственности. ЛПП/ЛЦ обещает поддержать правительство меньшинства В. Домбровскиса. Как это получится на деле?

 

– В важных государственных вопросах ЛПП/ЛЦ еще раньше поддерживало правительство В. Домбровскиса. Мы поддержали программу финансовой стабилизации, сотрудничество с международными кредиторами.

 

Состоявшиеся на этой неделе переговоры с В. Домбровскисом были обнадеживающими, сейчас между обеими сторонами нет никаких непреодолимых противоречий. ЛПП/ЛЦ будет действовать по-государственному, поскольку правительство меньшинства в предвыборный период означает не принятие важных решений, а хаос и очень сложную ситуацию для следующего правительства после выборов.

 

Но у ЛПП/ЛЦ есть два главных условия для того, чтобы участвовать в правительстве. Важно подчеркнуть, что это не ультиматум, а абсолютно выполнимые условия. ЛПП/ЛЦ хочет заключить с правительством соглашение о четком плане экономических действий на дальнейшие полгода, что остались до выборов. Здесь главный акцент нужно ставить на создание рабочих мест, поскольку количество безработных в стране достигло драматической цифры. Второе главное условие – реформа государственного управления.

 

В среду вместе с председателем фракции «Центр согласия» подали в Сейм поправки к закону об устройстве кабинета министров, предусматривающие сокращение количества министерств с 14 до 9, соответственно и сокращение количества чиновников.

 

ЛПП/ЛЦ дало премьер-министру обещание, что, пока ведутся переговоры, правительство никто смещать не будет, и ЛПП/ЛЦ предоставит ему поддержку в важных вопросах. В понедельник ЛПП/ЛЦ доложит премьер-министру свой план экономических действий и план реформы государственного управления. О том, идти или не идти в правительство, поддерживать или не поддерживать его дальнейшее существование, ЛПП/ЛЦ будет решать 12 апреля.

 

– Согласны ли вы, что многие из тех проблем, с которыми сейчас приходится бороться правительству В. Домбровскиса, правящие партии, в том числе НП, создали в «жирные» годы?

 

– Одной из главных ошибок тогдашнего премьер-министра А. Калвитиса была та, что он не создал финансовую подушку безопасности. Если бы рационально вели хозяйство, то излишек бюджета мог составить более 100 млн. латов, и тогда следующему премьер-министру И. Годманису не пришлось бы обращаться к международным кредиторам. По-моему, А. Калвитису тогда не хватило твердой воли для проведения реформ, но ответственность должны взять на себя все мы: и политики, и общество в целом. Непродуманно предоставлялись кредиты, имели место чрезмерные траты, накручивание цен на недвижимое имущество, выплачивали не соответствующие производительности труда зарплаты. Вспомним, что случилось, когда правительство предложило заморозить зарплаты и уменьшить количество работающих в госуправлении. Общество ответило угрозами забастовок, протестами и «революцией зонтов», затем последовала демиссия А. Калвитиса. Те же самые теперешние политики из «Единства», которые в то время требовали еще и еще увеличить зарплаты, сейчас вынуждены бороться с последствиями таких необоснованных решений. Если А. Калвитис сумел бы убедить в целесообразности своего предложения, то потом ни И. Годманису, ни последующим руководителям правительства не пришлось бы принимать непопулярных решений.

– Но ЛПП/ЛЦ заявило, что хочет сотрудничать с НП. Как вы такие действия прокомментируете для своих избирателей?

 

– Как сказал некий классик, основатель социологии, «в политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом». Если эта цель – благополучие каждой семьи, новые рабочие места, экономический рост государства, то мы готовы сотрудничать с работодателями, с региональными партиями, и с уже существующими политическими партиями, в том числе и с Народной партией. Нам всем, предпринимателям, политикам, профсоюзам, учителям, деятелям культуры, нужно, отложив в сторону свои разногласия, сесть за стол переговоров и решить, что разрабатываем и вводим стратегию государственного развития. Я надеюсь, что такое соглашение будет подписано в течение ближайшей недели.

 

– В свое время, будучи премьер-министром, И. Годманис каждый день морочил головы жителям сложными терминами, неблагоприятными прогнозами, ожидаемыми последствиями кризиса. А премьер-министр В. Домбровскис на телевидении улыбается и убеждает, что все чуть ли не в лучшем порядке. В политике это привычное дело – не говорить правду?

 

– Совсем наоборот, есть политики, которые всегда говорят только правду. Например, бывший министр по делам детей и семьи А. Баштикс, И. Годманис тоже всегда говорил правду, какой бы горькой она ни была. К сожалению, его сложный способ коммуникации не всегда был понятен для СМИ и общества. Конечно, выгоднее промолчать, не сказать правду, выкрутиться с помощью недомолвок или солгать. Как иначе объяснить обещание правительства В. Домбровскиса пенсионерам перед выборами самоуправлений не трогать пенсии и несправедливое, как позже решил Конституционный суд, антиконституционное решение на другой день после выборов пенсии сократить?

Как бы странно это ни было, большая часть общества не хочет слышать всю правду, считает нынешнее правительство хорошим, и в будущем будет наступать на те же самые грабли.

 

– Поверили обещаниям, а реальных дел не видно. В чем проблема: в политиках, которые обещают, или в народе, который верит?

 

– Наполеон сказал: «Самый лучший способ сдержать обещание – ничего не обещать». Когда я стал депутатом Сейма, обещал избирателям, что буду защищать их интересы. Мне не стыдно смотреть им в глаза: сегодня горжусь реконструированной улицей Ригас, Центром культуры Даугавпилсского края, Свентской средней школой, добившись предоставления средств.

 

У меня была возможность работать в Министерстве сообщения парламентским секретарем, и мы очень многое сделали в сфере транспорта и транзита, это была также хорошая политическая школа. Если бы ЛПП/ЛЦ осталось у власти, то сделали бы еще больше. Например, заасфальтировали бы такую важную для Даугавпилса и края дорогу «Даугавпилс-Екабпилс» на отрезке Нереты вдоль левого берега Даугавы. Строительные работы начаты, и, я надеюсь, оставшиеся неполные 10 км нынешним летом заасфальтируют.

 

– Политики часто декларируют единство, солидарность с народом. А в эти трудные времена депутаты разве солидарны с обществом, например, в плане зарплат?

 

– Солидарность не должна выражаться только в зарплатах, она должна охватывать и другие ценности и сферы. Если говорить о вознаграждении депутатов, вопреки прозвучавшей неверной информации, парламентарии уменьшили свои зарплаты на 50% еще в прошлом году. Сейчас наша депутатская зарплата меньше, чем у руководителей департаментов министерств и чем у коллег в Эстонии или Литве.

– Кто войдет в список кандидатов в депутаты от ЛПП/ЛЦ в Латгальском избирательном округе?

 

– В нашем списке будут уважаемые и известные в Латгалии политики, работодатели, работники в сфере образования и культуры и представители других отраслей. Конкретный список утвердим в начале лета. У избирателей будет достаточно времени оценить обещания кандидатов и их дела.

 

– Верна ли прозвучавшая в Даугавпилсе информация, что ЛПП/ЛЦ в свой список включит Рихарда Эйгима?

 

– Это слухи.

 

– Будете ли вы стартовать на выборах в Сейм?

 

– Это должны решить избиратели. Если во время встречи с жителями Даугавпилса и края почувствую поддержку, то выставлю свою кандидатуру на выборах в Сейм.

 

– Несколько недель назад в одной из местных газет появилось сообщение, что вы, будучи исполнительным директором Даугавпилсского райсовета, брали откаты. Это правда?

 

– Это ложь. С приближением выборов, наверняка, узнаю о себе еще много такого, чего до сих пор не знал. В соответствии с законом «О прессе и других средствах массовой информации», я подал требование немедленно отозвать ложную информацию и принести извинения за ущемление достоинства. Если этого не будет сделано в установленном законом порядке, то обращусь в суд – юристы уже готовят заявление.

 

– Время от времени появляется информация, которая, как позже выясняется, оказывается ложью. Но редко когда такой скандал доходит до суда. А вы, как законодатель, не думали ввести более строгие требования к прессе и к комментаторам, которые отравляю бранью и ложью Интернет?

 

– Политики не могут с помощью рычагов законодательства влиять на свободу СМИ, или еще хуже, как это происходит в авторитарных и тоталитарных странах, преследовать выражающих иную точку зрения. Но с другой стороны, СМИ и комментаторам нужно научиться отличать свободу слова от вседозволенности. Добросовестный журналист никогда не нарушит эту границу, а также не поддастся искушению незаконным способом получить деньги за заказные статьи с ложной информацией. К сожалению, негативной информации в журналистике и особенно в Интернете, избежать невозможно, поскольку, как говорят работающие в этой сфере, именно скандальные новости приковывают самое большое внимание. Это, в свою очередь, способствует лучшим рейтингам и может принести СМИ больше дохода от проданного объема рекламы. Информационное содержание и эмоциональный контекст в СМИ должны быть сбалансированы, важно равновесие между плохим и хорошим, агрессивным и спокойным.

 

Относительно назойливых комментариев в Интернете – ошибочно считать, что авторы комментариев остаются анонимными и ненаказанными. Суд уже рассмотрел несколько уголовных дел и назначены конкретные наказания – денежные штрафы, принудительные работы, условное лишение свободы.

 

Конечно, не все люди ориентированы на негатив, здесь нужно говорить и об образованности общества, о степени интеллигентности, на что нельзя повлиять никакими законами. Хотелось бы процитировать Яниса Акуратерса: «В своей жизни мы создаем мозаику из маленьких камушков. Один из них черный, другой темно-красный, как кровь, или синий, как само небо. Только от нас зависит, сложим мы из этих камушков ангела или черта».