Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Янис Ванагс: «Безработным надо тренировать мышцы и ум»12

Янис Ванагс: «Безработным надо тренировать мышцы и ум»
14 января 1992 начал работу Даугавпилсский филиал Государственного Агентства занятости. Но его бессменный руководитель Янис Ванагс говорит, что 20-летие коллектив уже отпраздновал: ведь решение о создании этой, увы, полезной, но не радостной структуры было принято в декабре 1991 года.

- Так как же всё начиналось в начале 90-х годов? В Советском Союзе ведь не было безработицы, и тут вдруг – биржа, безработные, пособия…

 

- Мы начинали работать вчетвером. За первый год работы, т.е. 1992-й, зарегистрировали 2634 безработных. Сами оформляли пособия по безработице, пособия на детей и на коммунальные услуги. Максимальная сумма пособий составляла 4800 «репшиков», то есть приблизительно 24 лата. Представляете, какая была жизнь? Наш первый офис находился на улице Ригас, 64. Работали мы в жестком режиме: бланки печатали на механической печатной машинке по вечерам, рабочего дня не хватало. Отчеты писали  по ночам и на выходных.

 

В 1993 году мы уже смогли заказать бланки в типографии, и Датское посольство подарило нам два компьютера, мы смогли принять людей, которые при помощи компьютеров стали создавать базу данных. Работали в три смены, по ночам тоже. В 1993 году зарегистрировали уже 4500 безработных. Тогда надо было отмечаться через каждые две недели, и на Ригас стояла огромная очередь…

 

- Я ее помню немного. Люди думали, что дают дефицит…

 

- Да, все приезжие интересовались – что дают. Именно так тогда звучал вопрос. Ну, мы поняли – нужен более просторный офис, и в 1994 году переехали на Варшавас, 18, где находимся и сейчас. Вначале здание было в ужасном состоянии, но после реновации 2010 года оно в полном порядке.

 

- Оставим прошлое в покое. Как сейчас выглядит Даугавпилс по уровню безработицы в сравнении с другими регионами Латвии?

 

- Кроме Даугавпилса, наш филиал обслуживает еще Даугавпилсское и Илукстское краевые самоуправления. Ситуация по стране в целом такая: самый низкий уровень безработицы в Рижском регионе – 8,3 процента. Далее идут Курземе (12,1 процента), Земгале (12,7 процента), Видземе (13 процентов) и Латгале (19,8 процента). Уровень безработицы в Даугавпилсе 9,1 процента, мы занимаем пятое место в стране. Лучше дела обстоят только в Риге, Елгаве, Вентспилсе и Валмиере. В данный момент в Даугавпилсе зарегистрировано 5 с половиной тысяч безработных, еще примерно 3000 зарегистрировано в Даугавпилсском и Илукстском краях.

 

- Когда говорят о снижении уровня безработицы, то забывают, что многие безработные, получив пособия и пройдя разные курсы, просто уходят в свободное плавание и перестают числиться в официальной статистике…

 

 - Да, многие рассуждают так: если мне не дадут денег, то я никуда не пойду. Но, по моему мнению, безработные должны постоянно двигаться, избегать застоя в мыслях, получать от государства не только деньги, но и знания. Некоторые CV написать не умеют и учиться не хотят. Надо тренировать мышцы и мозги.

 

Знаете, я 20 лет работаю на своей должности и могу сказать: если человек, перестав получать пособие, за полгода не нашел себе работу, то он, чаще всего, потерян для общества. Мы вот звоним, приглашаем на курсы. И человек в 10 часов утра говорит, что он еще спит…  Это ненормально.

 

- А как вообще меняется среднестатистический портрет безработного? От начала 90-х до наших дней.

 

- Всегда среди безработных больше женщин, чем мужчин. В начале 90-х большинство безработных имело образование 8-10 классов, средний возраст – 35-40 лет. Это были в основном сельские работники или городские рабочие низкой квалификации. Тогда наиболее предприимчивые создавали кооперативы, брали туда своих родственников, а эти оказывались за бортом. Но они верили, что смогут быстро найти работу.

 

В конце 90-х у нас было зарегистрировано 11 с половиной тысяч безработных. Закрывались крупнейшие предприятия, обрушился российский рынок. Среди безработных впервые появились специалисты, люди с высшим образованием.

 

Сейчас средний возраст наших безработных 40-45 лет. Есть разные люди, мне трудно составить какой-то общий портрет…

 

- Ваши прогнозы на ближайшее время?

 

- Уровень безработицы не снизится. У нас в обороте 80-100 вакансий по 50-55 специальностям, увеличения числа вакансий не предвидится. Работодатели ведут себя странно: они ищут специалистов, но официально не заявляют о вакансиях. И часто на простые должности выдвигают смешные требования. Я вот не пойму – зачем мойщице посуды знать русский и латышский языки?

 

- Потому что языковая инспекция придет и проверит…

 

- Да, в стране обостренная языковая проблема… У нас в конце января вместо прежней программы «столатовиков» будет реализоваться новая программа. В ней смогут участвовать те, кто не менее 6 месяцев состоят у нас на учете и не получают пособия по безработице. Это общественные работы, которые человек сможет выполнят не более 4 месяцев. На руки он будет получать 100 латов при 40 часах работы в неделю. Большой плюс этой программы, я считаю, в том, что будут зачисления в трудовой стаж, и для тех, кому до пенсии не хватает 2-3 месяцев, это просто подарок.

 

В феврале мы начинаем обучение безработных при помощи поддержки отраслевых ассоциаций. Также будем учить работающих по купонной системе. Эта система позволяет, не отрываясь от работы, получить дополнительную специальность. Надо зарегистрироваться у нас, получить купон, который на 70 процентов оплачивает государство, и ознакомиться со списком учебных заведений и программ. Льготникам обучение полностью оплачивает государство. К числу лиц, имеющих льготы, относятся инвалиды, люди предпенсионного возраста (от 57 лет и старше) и те, у кого на иждивении находятся двое детей в возрасте до 18 лет.

 

- Господин Ванагс, а давайте поговорим о политических проблемах. У вас ведь наверняка есть свой взгляд на то, что происходит сейчас в Латвии…

 

- Я чиновник и должен любить и лелеять свое государство (хитро смеется). Я вот предвижу ваш вопрос о референдуме по языку и отвечу на него. Я буду участвовать и буду голосовать против придания русскому языку статуса государственного. Никто у нас в Даугавпилсе не ущемлен. Наши лекции, которые мы читаем безработным на государственном языке, вызывают негативную реакцию у слушателей. Это ненормально.

 

- Вы сами в политику не собираетесь?

 

- Нет. Я был в свое время членом КПСС и трижды депутатом городского совета. В новое время получал разные предложения от разных политических сил, но не хочу никуда идти. Мне удавалось выстраивать прекрасные деловые отношения со всеми мэрами Даугавпилса и руководителями Даугавпилсского и Илукстского краев. Спасибо им за поддержку.