Не сесть в инвалидное кресло…2
Ваня, которому сегодня 10 лет, родился в семье искренне любящих родителей. Его сестре в настоящее время 26 лет, и часть своих доходов она отдает на лечение младшего брата.
Мама и папа пели на улице
Уже в первые минуты жизни ребенка Наталья поняла, что у него проблемы со зрением (как выяснится чуть позже: микрофтальм, катаракта, глаукома) и еще один дефектный плюс – нездоровая ножка: сухонькая и синюшная, она сразу бросалась в глаза. Для родителей это был шок. В первые 10 месяцев Ваниной жизни его нога была загипсована до паха. В просторечье такую болезнь называют «конское копыто». Рижские врачи-ортопеды пытались растянуть мышцы и привести их в нормальное физиологическое положение, но их попытки к успеху не привели – нога не росла, и мышцы не вытягивались. Предложили операцию, убедив при этом родителей, что она несложная и по ней существуют хорошие показатели. Операцию Ване сделали в возрасте десяти месяцев. Результат в первое время был незаметен, но позднее выявилось, что пятка была сформирована удачно. В Санкт-Петербурге родители заказали для ребенка специальные ортопедические сапожки, чтобы он мог в них стоять. Появилась надежда, что нога начнет расти.
Потом была реабилитация в «Вайвари» на развитие мышц. Мама Вани Наталья Муравьева, по профессии массажист, срочно стала повышать квалификацию – изучать тонкости детского массажа. Между тем бесплатная операция в Риге, о которой было сказано выше, явилась для ребенка тяжелым испытанием, и прежде всего из-за непредвиденной реакции на наркоз. Как результат – послеоперационная энцефалопатия. Это выражалось в том, что Ваня перестал реагировать на происходящее вокруг. Мог часами сидеть и молча перебирать игрушки. К счастью, от этого безучастного к жизни состояния мальчика удалось спасти. Родители привезли сына в Санкт-Петербургский реабилитационный центр. Реабилитация и сопутствующее продолжительное лечение стоило немалых денег. Муравьевы жили в Санкт-Петербурге полтора года. И был период, когда за даугавпилсскую квартиру просто нечем было платить, потому что главное было не задолжать за жилье в Санкт-Петербурге. Мама и папа пели на петербургских улицах, старались подработать чем только можно, чтобы как-то прокормиться – все уходило на лекарства для сына. Одна ампула в переводе на латвийские деньги стоила 10 латов, такая иньекция Ванечке была необходима каждый день.
Документы на операцию готовы
И о чудо! Лечение стало давать положительные результаты. Мальчик начал активно интересоваться происходящим рядом. Когда Муравьевы вернулись в Даугавпилс, семейный врач только ахнула.
Тем не менее до трех лет Ваня не ходил, в основном его носили на руках. Когда подрос и пошел в детсад № 9 для слабовидящих детей – ковылял, но уже самостоятельно двигался. А в первый класс его приняла 11-я средняя школа. Еще до операции на ноге Ванечка перенес несколько операций на глазах. Учителя рисовали специально для него большие цифры на доске. Отношение к этому ребенку было настолько сердечным, что Ваня, проживая сегодня по сложившимся обстоятельствам в Риге, до сих пор вспоминает 11-ю школу как лучшую в своей жизни. Тем не менее в 2009 году семья Муравьевых перебралась в Ригу, где действует единственная в стране школа для невидящих и слабовидящих детей. Преподают здесь только на латышском языке. По поводу улучшения зрения сына родители сегодня особых надежд не питают. Вылечить бы его ногу.
Юрмальский «Вайвари» сменился реабилитацией в мощном оздоровительном центре украинской Евпатории. Врачи этого детского клинического санатория констатировали, что операция в Риге мальчику была сделана неправильно. Ее следовало осуществлять в три этапа, а сделали одним махом, что отозвалось истончением сухожилия.
Консилиум врачей в Евпатории пришел к единому мнению – Ване необходима повторная операция. Операцию могли сделать и в Латвии, но доктор Геннадий Росляков, заведующий отделением центра реабилитации «Вайвари», честно признался, что для этого недостает технических возможностей. За честность Наталья, как мать, ему благодарна.
4 июля 2011 года в Ригу приезжал доктор Петер Берниус из Германии, знаменитый ортопед Мюнхенской «Шон-клиник». Ваня был у него на консультации стоимостью в 300 евро. Родителям тогда подтвердили – операция необходима. И с учетом возраста ребенка – чем быстрей, тем лучше. Но стоимость такой операции в Германии для Муравьевых неподъемна – от 13 до 17 тыс. евро. Какой благодетель способен это оплатить?! В Евпатории же подобная операция плюс последующая трехмесячная реабилитация (гипсация на месяц прооперированной конечности, аппарат Елизарова для вытягивания мускулатуры, контроль за зрением) обойдется в 9120 евро. Муравьевы побывали в Евпатории в сентябре 2011 года. И в очередной раз услышали, что операция предстоит сложная, но без нее не обойтись. Ее берется сделать Андрей Дерябенко, заведующий хирургическим отделением. Все документы на операцию готовы. Очередь на нее подойдет в апреле 2012 года.
Лекарства от дельфинов
«Ребенок растет и прибавляет в весе, – рассказывает Ванина мама. – Каждый неудачный шаг вызывает сильнейший отек в области больного сустава. В результате Ванечка надолго выпадает из активной жизни. Опасно все: поездка в транспорте, пребывание в школе… Ваня часто страдает от боли. Я с ужасом думаю, что его, такого подвижного, придется пересадить в инвалидную коляску. Неужели все напрасно…»
Но через боль и страдания прорывается жажда и любовь этого ребенка к жизни. Ваня – музыкально одаренный мальчик, так распорядилась природа. Занимается в вокальной студии, посещает музыкальную школу по классу аккордеона. Учителя называют его «перспективным ребенком.
А еще он в восторге от дельфинов, с которыми подружился в Евпатории. Наташа говорит, что дельфины восстановили ему слух. К перечисленным недугам у Вани добавлялся и этот, здесь тоже без операции не обошлось. Я вздыхаю: «Столько напастей и испытаний на одного. На что его мама отвечает словами знакомого ей священника: «Это все для славы Божьей».
Но вернемся к врачам-дельфинам. «Ваня общался с ними в дельфинарии, абсолютно не испытывая страха. Мне вообще иногда кажется, что он ничего не боится. Ему в воде легче. Плавает, кувыркается, ныряет. Это его стихия! Дельфинов гладит, обнимает. Конечно, я была рядом – разрешил тренер, что случается крайне редко. Дельфины – чудесные создания, тычут своим носом в больные места, и те от этого заживают. Ведь Ваня травмировался даже в санатории. А дельфин подплыл – и все зажило! Но лекарство от дельфинов тоже удовольствие не из дешевых», – поясняет с грустью Наталья.
У Деда Мороза на Новый год Ванечка Муравьев просил вместе с мамой и папой здоровья. Он подходит, хромая, к зеленой елочке, установленной по случаю праздника дома, и заботливо подливает ей воды, чтобы дольше простояла…
Кстати
Для способных на любую помощь:
Fonds «Ziedot» Reг. Nr. 40008078226
Juridiska adrese: Bruninieku 10a, Rīga, LV-1001, Latvija
Biroja adrese: Kr.Barona iela 59/61, Rīga, LV-1001, Latvija
SWEDBANK: bankas kods: HABALV22
konta Nr: LV95HABA0551006150241
(Для Ивана Муравьева).