Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Андрей Дрознин: "Надо осваивать мир телесно"2

Андрей Дрознин: "Надо осваивать мир телесно"
В Даугавпилсе сейчас находится удивительный человек. Профессор, заведующий кафедрой «Пластической выразительности актера» в театральном училище имени Бориса Щукина, педагог по сценическому движению в театре-студии Олега Табакова и Школе-студии МХАТ, заслуженный деятель искусств России Андрей Борисович Дрознин.

Полный список его достижений, званий и увлечений будет очень длинным. В личной библиотеке профессора 4 тысяч книг, из них полторы тысячи связаны с телом человека и телесной культурой.

 

В наш город он приехал в рамках программы помощи русским театрам за рубежом и не без усилий директора Даугавпилсского государственного театра Миервалдиса Бродовса. В течение недели А. Дрознин будет заниматься с актерами обеих трупп, со студентами и руководителями школьных театральных кружков. Состоявшаяся 16 августа пресс-конференция для даугавпилсских СМИ больше напоминала вдохновенный монолог о…

 

О свободе в рок-н-ролле

 

- Мне всегда было интересно все, связанное с человеческим телом. Но я поступил в политехнический институт Львова, учился на инженера. Это не помешало мне с товарищами создать МЭТ – молодежно-эстрадный театр. И вот в 1957 году я попал на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву… Невероятно сильные впечатления. Впервые увидел польскую пантомиму, увидел на экране Марселя Марсо. Вот вы не представляете сейчас: это ведь была эпоха, когда не знали, как правильно писать слово «пантомима». И атмосфера фестиваля – полно иностранцев и полно кагэбешников. Я сразу снюхался с поляками, потому что с детства хорошо знал польский язык. А москвичи боялись общаться с западниками, кругом ведь следили, поляки же были вроде свои, из социалистического лагеря. И мне польские ребята все время говорили: «Анджей, покажи, как  Польша танцует рок-н-ролл». И я танцевал. Мне рок-н-ролл как-то сразу хорошо пошел после джаза. Я почувствовал свободу. Другой свободы не было. Была лишь свобода тела в танце.

 

Ну, я закончил институт, женился, уехал в Ереван работать. Даже кафе построил там, будучи прорабом. Но чувствовал, что надо менять путь. Да и знакомые ребята звали в Москву. Я приехал, стал пробовать ставить спектакли-пантомимы. Я всему учился сам, тогда ведь специальной литературы практически не было. У меня получалось, но возник простой вопрос – как мне платить? Платили ведь по бумажке. А в бумажке я инженер-строитель. И я поступил в Щуку. Я был студентом первого курса режиссерского факультета и одновременно преподавателем на третьем курсе …

 

О телесной культуре

 

- Она самая низкая в США и России. Высокая – в Китае и Индии. Конечно, азиаты отличаются от европейцев. У них большая гибкость, растянуты ахилловы сухожилия. Добавьте к этому национальные традиции – обилие боевых и здравоохранительных техник. Азиаты – носители более окультуренных тел даже на генетическом уровне.

 

Американцы следят за собой. В том числе и за своим телом. Я много лет преподавал в Гарварде и могу сказать: американцы ухаживают за своим телом как за своим домом. Дома надо стирать пыль, поливать растения и т.д. Они все это делают. И идут три раза в неделю в тренажерный зал качать бицепсы. Это безличностно как-то. Тело у них отделено от личности.

 

В России утрачены традиции телесной культуры. Знаете, какое упражнение делали русские офицеры-дворяне? Ставили на погоны стаканы, до краев наполненные водой. И так ходили, чтобы вода не пролилась. Какая осанка получалась в итоге! У крестьян тоже была своя телесная культура. А нынче ко мне приходят ребята с такой, знаете, распальцовкой и говорят, что хотят стать артистами…

 

Мы живем в эпоху вырождения. Тело нам не нужно для работы, мы сидим в офисах. Тело нам не нужно для войны, можно нажать кнопку и уничтожить тысячи. Это в Библии Самсон убивал врагов ослиной челюстью. Как же надо было ею махать-то! В конце концов и секс у нас стал бестелесным: есть телефон и интернет. Человечество выигрывает от новых технологий, а отдельный человек проигрывает. Цивилизация идет тупиковым путем, превращая нас в киборгов с чипами. Дальше что? Мы ведь из плоти и крови созданы. И выход у нас один – осознанно заняться телом и восстановить свое естество. Человек жив, пока он находится в контакте со своим телом и телесно познает мир. Я приехал сюда, чтобы изменить сознание ваших актеров.

 

Об актерах

 

- Буду в Даугавпилсском театре проводить физический тренинг. Занятия в течение недели каждый день часа по четыре. Срок короткий, главная моя задача – заложить базу. Актеры должны почувствовать свое тело как инструмент, как скрипач скрипку. Кто ж захочет играть на плохом инструменте? Так вот если в голове заложить базу, то надстройку они потом сами сделают.

 

Андрей Дрознин: "Надо осваивать мир телесно"
Раньше было много актеров, прекрасно владеющих своим телом. Вот есть, например, артисты, которые великолепно танцуют. Я называю это элегантностью, этому можно научиться. А есть природная грациозность, она намного ценнее. Невероятным ощущением телесности обладал Евгений Леонов. Я видел, как этот колобок играл в театре трагические роли. И зал замирал, хотя многие пришли посмеяться – привыкли видеть Леонова на экране в комедиях. Помните, каким потрясающим котом Базилио был Ролан Быков в «Приключениях Буратино»? Доводилось мне работать и с Иннокентием Смоктуновским. Я даже посоветовал ему одно движение в спектакле «Кабала святош», где он играл Людовика. Смоктуновский вроде как не обратил внимания на мои слова, но движение сделал. Совершенно по-своему. Он очень своеобразный человек был, но мы с ним сошлись – оба книжники…

 

О даугавпилсских девушках

 

- Я люблю смотреть на людей в разных странах и городах. Даугавпилс не исключение. Поверьте мне как стареющему эротоману: у местных девушек какая-то стерильность в поведении. Мало чувственной экспрессии, все как-то заблокировано. Пресно, нет привкуса. Блокировка экспрессивности, увы, происходит у нас рано, в детстве. Такое воспитание. Какой ребенок хороший? Который ведет себя спокойно, на забор не лезет, на незнакомой тете не виснет. А если наоборот, то это уже плохо. Надо «воспитывать». Появляется много запретов, много «не». Так почти везде. У вас же северный менталитет добавляется еще. Повторю – мало экспрессивности. Вы говорите, что дело, может быть, в одежде? Нет. Настоящая экспрессия пробивается даже сквозь паранджу.

 

О котах

 

- У меня есть любимые животные. Градация будет следующая, по мере убывания любви: ягуар – гепард – пантера – сиамский кот – все остальные кошачьи. Я их не просто люблю, я умею вступать с ними в контакт.

 

Была у меня такая знакомая – Тамара Лязгина. Очень популярная когда-то женщина-змея. Со своими номерами она объездила полмира и в одной стране на гастролях увидела камышового кота. И захотела его. С большим трудом животное доставили в Москву через дипломатические каналы. И вот прихожу я к ней в гости, вижу – на диване лежит кот. Я, конечно, к нему. Тамара кричит: «Андрей, не смей! Он ведь не простой кот, хищник. Он пока никого не признает, кроме меня». Предупредила и пошла на кухню чай делать. Когда она через пару минут вернулась, то чуть не уронила поднос с чашками: я тискаю ее кота, дую ему в пузо, он урчит от удовольствия. Я с ним успел подружиться. Не надо к котам тянуть руку – они это воспринимают как агрессию и начинают защищаться. Я просто потерся о него головой, кот и расслабился… В Ереване мне приходилось изучать движения черной пантеры. Я любовался ее текучестью и думал: рядом с ней мы все инвалиды координации…