Порочный бизнес1
Надежда Александровна показывает место на православном кладбище, где был похоронен брат ее отца. «Когда отец умирал, я пообещала ему, что буду ухаживать за могилкой его брата. Так и делала: садила цветочки, грабила землю вокруг. А рядом был похоронен какой-то младенец, так я и его могилку прибирала, тоже высадила на ней цветы. На обеих этих могилах были установлены "ажурные" металлические православные кресты. На могиле папиного брата – большой такой, метра три высотой, – рассказывает пенсионерка. – А в прошлом году кто-то снес оградку вокруг этих могил и пытался сделать так, чтобы они выглядели заброшенными: выдергали посаженные мною цветы, разбросали землю… Я тогда еще пошла в Государственную полицию, но мне сказали: "Мы убийства раскрываем, а вы тут со своими могилами…" В общем, так я и оставила это дело. Могилки снова прибрала, украсила искусственными цветами.
А недавно пришла – нет обоих крестов! Сбиты под самое основание!»
По этим основаниям видно, что кресты были действительно мощные (и, наверное, тяжелые, что больше всего и привлекло охотников за таким вот «бесхозным» металлом) и отстояли здесь не один десяток лет. А теперь их и след простыл! Оглянешься вокруг – и на других могилках тоже отсутствуют кресты. Вот три старые могилки в ряд: на одной бетонный крест, и он на месте, а на двух других – лишь металлические обрубки.
Мы проходим чуть дальше, и Надежда Александровна показывает семейную могилу ее мужа и его ближайших родственников. Место на четыре могилы было давно огорожено незамысловатой оградкой: бетонные столбики, а между ними – по две металлические трубки. Надежда Александровна регулярно подкрашивала их, как и кресты (отсутствующие ныне). Но теперь кто-то положил глаз и на эти трубки, и вот семейное захоронение уже не огорожено: остались только те фрагменты ограды, которые, судя по всему, не поддались мощным ударам чьей-то кувалды.
Металлические элементы даже не спиливали, а вандальски выбивали из бетонных оснований, о чем свидетельствует раскрошившийся бетон.
И опять та же картина: оглядываешься вокруг, а на соседних могилах также отсутствфуют металлические трубы. Кто-то поставил это гнусное дело на поток! За ночь, видимо, можно пару десятков таких труб собрать, а еще кресты раскрошить на металл – вот тебе и «двадцатка». Жить можно… Но как же быть с совестью после такого заработка!
«Это же варварство! Так кромсать кресты и оградки! Они тут столько лет стояли, и никто не трогал, – восклицает Надежда Александровна. – В войну город горел, разруха была, тяжело было всем, но с кладбищ никто ничего никогда не уносил. Считалось, что это святое! Люди, видать, тогда были другие… А теперь, что же, ничто уже не свято?! Я ходила в муниципальную полицию, но они сказали, что этим занимаются. Да я и сама понимаю, что тут уже ничего не поделаешь. Но люди должны знать, что происходит вокруг нас! Задуматься!!!»
Действительно, ведь мало того что кто-то охотится за металлом на кладбищах, так еще и кто-то принимает этот металл, платит деньги вандалам. А еще вполне вероятно, что кто-то даже видел, как орудуют преступники. Руководитель предприятия самоуправления Labiekаrtošana D, которое обслуживает городские кладбища, Олег Алехно считает, что только на таких людей – очевидцев актов вандализма – и есть основная надежда в обличении бессовестных нарушителей правопорядка. Оно и логично. Ведь, как говорит глава Labiekаrtošana D, сторожей на кладбища не наймешь.
Во-первых, это огромные деньги, а во-вторых, это все равно малоэффективно. «Нужно ведь сразу по несколько человек на каждое кладбище, и все равно они не смогут одновременно следить за всей территорией. К тому же, как вы себе представляете пересменку? Как один сторож сдаст другому все памятники и оградки? Их же невозможно все пересчитать и переписать! Тем более, с того момента, как мы отдаем место под захоронение, мы уже не несем ответственность за него и все, что там находится.
А посему надежда только на тех, кто что-то случайно видел. Вот у нас на кладбищах недавно орудовала банда, которая воровала сумки у посетителей кладбищ. При помощи полиции и при содействии горожан удалось поймать преступников! Так что если кто-то видел, как происходит сбивание крестов и элементов оградок, то пусть рассказывает об этом администрации кладбищ, правоохранительным органам. К сожалению, других способов борьбы с этим явлением я не вижу», – заключил Олег Алехно.
Что ж, остается только присоединиться к его призыву к горожанам быть бдительными и сознательными. Особенно это касается тех жителей нашего города, которые держат пункты приема металлолома. Принимать на металл канализационные люки – это, безусловно, не самый добропорядочный пример ведения бизнеса. Но платить кому-то за элементы надгробных крестов и кладбищенских могилок – это уж совершеннейшее богохульство! Давайте помнить слова нашей читательницы Надежды Александровны о том, что подобного не было ни в войну, ни в послевоенные годы, ни в кризис 1990-х. Неужели моральные ценности нынче настолько не в почете?