Министр: «Повышение платы за мусор – это мотивация его сортировать»1
На минувшей неделе в Даугавпилсе и крае находился с официальным визитом министр климата и энергетики Каспарс Мелнис. Одним из пунктов его визита было посещение недавно построенного, но еще не запущенного завода по переработке биологических отходов на полигоне Cinīši в Демене.
О принципе его работы министру рассказал руководитель AADSO Айвар Пуданс: «Здесь 10 туннелей, которые мы будем по очереди заполнять биологически разлагаемыми отходами мелкой фракции. В один туннель помещается 470 тонн. Затем мы его герметично закрываем, и там происходит анаэробный процесс. Выделяется жидкость, которая стекает в емкости, и из которой потом получают метан. После фильтрования мы будем производить из него электроэнергию и тепло. Там два мотора общей мощностью 0,3 MW. Нам хватит тепла и электричества для всего полигона».
После выделения метансодержащей жидкости к содержимому туннелей обеспечат доступ воздуха, так что из перегнивших отходов через время можно будет изготовить технический компост. Специальное сито для него А. Пуданс также продемонстрировал гостям из министерства.
В общем планируется перерабатывать таким образом 18 тысяч тонн отходов в год. За счет этого уменьшится объем отходов, которые подлежат захоронению на полигоне. А за каждую тонну таких отходов, как известно, нужно платить налог на природные ресурсы. К слову, в этом году он составляет 110 евро/т. Уже согласовано его дальнейшее повышение до 120 и 130 евро за тонну. Планируется ли повышать его дальше? И до каких пор?
Министр климата и энергетики Каспарс Мелнис отвечает на этот вопрос так: «Тут два момента. Конечно, мы не хотим повышать ставку налога повышения ради. Но, с другой стороны, нужно мотивировать людей сортировать, чтобы снизить объем отходов. И мы понимаем, что повышение платы – это один из инструментов, при помощи которого мы можем заставить людей задуматься. Есть колоссально ответственные люди, которые сортируют мусор за идею, но есть другие, которых ты можешь мотивировать делать это, только повышая плату за мусор.
У нас есть цель – сколько отходов мы можем отправлять на захоронение в будущем. И, если мы ее не достигнем, то придется платить штраф. Нам всем, ведь заплатит государство. При этом, даже заплатив штраф, от цели мы отказаться не сможем. Все равно придется выйти на эти показатели. Так что дальнейшая политика в отношении повышения или неповышения ставки налога на природные ресурсы зависит от того, как хорошо у нас пойдет сортировка. Если цель по снижению до определенного уровня отходов на захоронение будет достигнута, то налог никто поднимать не станет».