Обратите внимание: материал опубликован более чем два года назад

Таинственная история: «А вдруг вы сгинули нечаянно? Предъявите справку, что вы живы!»

Таинственная история: «А вдруг вы сгинули нечаянно? Предъявите справку, что вы живы!»

Во вторник, 5 декабря, довелось стать свидетельницей одного очень любопытного разговора в Даугавпилсском отделении Государственного агентства социального страхования (VSAA).

 

- Так вот же она я, живая, паспорт могу показать.

 

- Это не важно. Нужно удостоверение от нотариуса. И каждый год этот документ требуется предъявлять, если хотите получать пенсию, – говорила в приемной сотрудник VSAA.

 

Со стороны разговор выглядел очень сюрреалистичным. Я подошла поинтересоваться, в чем же дело.

 

Выяснилось, бывшая даугавпилчанка Ольга, ныне с семьей проживающая в Германии, два месяца назад перестала получать пенсию. А на ее 18-летнего сына, учащегося Даугавпилсского техникума, была приостановлена выплата пособия по потере кормильца. Мол, сначала нужно убедиться, что Ольга вообще жива, а потом пенсии выплачивать.

 

Латвийский пенсионный фонд, оказывается, требует от пенсионеров, проживающих за границей, удостоверение в том, что они живы. Подтверждение должно предоставляться раз в год.

 

Рассказывает Ольга: «Когда я перестала получать пенсию, деньги на ребенка какое-то время все еще приходили на мой немецкий банковский счет. А затем и их перечислять не стали. Я позвонила в Латвийский пенсионный фонд, где мне сказали, что от меня требуется заверенное нотариусом подтверждение того, что я жива. Когда выходила замуж в Германии, то приходилось пользоваться услугами немецких нотариусов. Это ужасно дорого. Около 120 евро обошлась бы услуга, и еще столько же стоил бы нотариально заверенный перевод. Поэтому я решила сделать такую справку, когда буду в Латвии. Здесь она стоит около 20 евро.

 

Моя семья, узнав, что мне перестали платить пенсию, приняв за покойницу, над этим от души посмеялась.

 

Я по приезду в Даугавпилс сразу же своему знакомому нотариусу позвонила. Хорошие нотариусы в Даугавпилсе, как и в прежние времена, в большом дефиците. Ждать того, что меня признают живой-здоровой, пришлось две недели.

 

Если честно, я вообще хочу от латвийской пенсии отказаться. Слишком это хлопотно: каждый год прилетать в Латвию из Германии к урочному часу, нотариально удостоверять факт того, что ты жив. 21 век, ЕС, существование любого человека легко прослеживается по тому же движению налогов. А тут – каменный век какой-то, нужно доказывать очевидное, что ты – жив», – поделилась Ольга своими мыслями, пока дожидалась очереди к инспекторам информационного зала.

 

 

- Если не секрет, от больших денег отказываетесь?

 

- 208 евро в месяц, – ухмыльнулась Ольга.

 

Причина – в незнании латышского?


Grani.lv созвонились с руководителем Даугавпилсского отделения VSAA Дацей Рациней, которая рассказала, что Ольга все ошибочно поняла. Скорее всего, из-за недостаточного знания латышского языка.

 

 

– Эта женщина зачем-то пришла в VSAA с нотариально-заверенным удостоверением, что она жива. Хотя у нее никто такого документа не требовал. Инспектор в информационном зале сказала ей, что нам такого документа не надо. Что мы ее видим, и этого достаточно. 21 ноября эта женщина звонила в Лиепайский колл- центр VSAA с вопросом, почему ей прервали выплату пенсий. Ей ответили, что, поскольку она проживает за границей (мы это видим по декларированному месту жительства) ей можно сделать удостоверение жизни в Германии, в такой же институции, как латвийское VSAA, или у нотариуса. Она может выслать этот документ нам, используя электронную подпись. И будет продолжать получать латвийскую пенсию. Так как сын этой женщины учится в Латвии, пособие по потере кормильца должно получать лицо, у которого есть доверенность на опеку ребенка в Латвии.

 

- Так ему уже 18 лет…

 

- Значит, он сам. Удостоверения в том, что получатель пособия жив, в этом случае не требуется.

 

Удостоверение жизни - стандартная процедура

 

 

- Если какое-либо лицо, проживающее за границей, получает какую-либо пенсию из Латвии, ему раз в год нужно явиться в VSAA, чтобы государственная институция удостоверилась, что человек жив. Так говорит закон, – рассказала Даце Рациня. – Это касается не только латвийских пенсионеров, но и получателей немецких пенсий. Им нужно явиться в компетенции Германии.

 

В каждом государстве удостоверение, что человек жив, происходит по-своему. В Канаде, к примеру, это делает нотариус, в Великобритании – сотрудник самоуправления с гербовой печатью. В Германии существует облегченный вариант. Там ставят печать, когда видят человека, – терпеливо объясняла Даце Рациня. А факт услышанного мною разговора между сотрудницей VSAA в приемной и Ольгой о том, что бывшей даугавпилчанке для того, чтобы продолжать получать пенсию, нужно нотариальное удостоверение факта жизни, которое нужно делать каждый год, прокомментировала так: «Удостоверяют личность клиентов инспектора в информационном зале. Инспектор в фойе отвечает за то, чтобы сказать клиентам, на какую кнопку нажать, и какое заявление заполнить».

 

Вовремя не предоставил удостоверение жизни – перестают платить пособия и пенсии

 

Я позвонила Ольге.

 

- Хорошо, что вы позвонили! Мне в VSAA рассказали, что парламент принял новый закон и теперь можно удостоверить факт своей жизни лично в латвийском VSAA только с 15 октября до 15 декабря. А если этого не сделать, то пенсии перестанут выплачивать. У меня масса знакомых из Латвии проживает за границей, но никто об этом ничего не знает. И все они перестанут получать пенсии и пособия, если не явятся в VSAA подтверждать факт своей жизни.

 

- Ольга, а вы все правильно поняли? В VSAA мне сказали, что у вас проблемы с латышским. Поэтому вы сделали нотариальное заявление по собственной инициативе. Мол, никто вас об этом не просил.

 

- Да я так давно живу в Германии, что вообще забыла латышский! Слава богу, и в Даугавпилсском VSAA, и в пенсионом фонде, со мной говорили по-русски.

 

Я еще раз позвонила Даце Рацине.

 

 

- Эта норма закона – удостоверение жизни – не нова. Ей уже 20 лет, – разъяснила руководитель Даугавпилсского VSAA. – Почему бывшие жители Даугавпилса, проживающие в Израиле, приезжая в наш город, пытаются остаться здесь до 1 октября? Чтобы прийти к нам, и мы убедились, что они живы. Из Израиля трудно что-то прислать, особенно теперь.

 

- А если человек, работающий за границей, по незнанию пропустил этот срок, не явится в VSAA и не пришлет удостоверение жизни из страны проживания?

 

- Если такой человек не приходит к нам до 15 декабря, то с 1 января следующего года он не будет получать пособие. Но пособие ему возобновят, как только он придет к нам, и наши инспекторы удостоверят его личность. И вся задержанная пенсия ему будет выплачена за весь период. Максимальный срок – за три предыдущих года.

 

Зачем VSAA требуют нотариального удостоверения жизни?

 

Ольга: «Когда я звонила в пенсионный фонд Латвии, мне на русском объяснили, что факт моей жизни нужно подтвердить нотариально. Я сказала, что скоро буду в Латвии по делам. На это мне ответили, что, поскольку я задекларировала место жительства за границей, то мне за справкой нужно все равно к нотариусу. Я ответила, что не знаю, как попросить такой документ. Мне сказали – нотариусы все знают. Кстати, в VSAA должна сохраниться запись этого разговора. То же сказала мне и инспектор в приемной Даугавпилсского VSAA. Но когда я вошла внутрь к операторам с удостоверением факта жизни от нотариуса, то выглядела глупо. Оказалось, я потратила время и деньги напрасно! И сама же в этом виновата? Почему нам, многочисленной категории людей, проживающих за границей, VSAA заранее не сообщает о том, что нужно делать, чтобы продолжать за границей получать латвийскую пенсию? И мы сталкиваемся с проблемами уже постфактум, когда перестают приходить деньги. Пусть дадут конкретные адреса, куда обращаться за границей. И каков порядок действий? Обязательно об этом напишите! Проживающие за границей даугавпилчане Grani.lv читают».

 

Мы отправили запрос в главное управление VSAA с просьбой подробно разъяснить непонятную ситуацию. Когда получим ответ, мы его обязательно опубликуем.

 

p.s. В день, когда познакомилась с Ольгой, я пришла в VSAA за справкой для 80-летней мамы в Даугавпилсскую социальную службу о том, что единственный источник ее дохода – это пенсия. О чем сообщила в приемной. Инспектор отправила меня в очередь. Прождала 25 минут, чтобы узнать: такого документа в Соцслужбу давным-давно предоставлять не нужно. У служб общая база данных. Я потеряла полчаса напрасно. Даце Рациня совпадений между моим случаем и случаем Ольги не нашла.