Зима все настойчивее вступает в свои права. Вице-мэр Валерий Кононов на своей странице в Facebook сообщил о том, что запас соли объемом 30 железнодорожных вагонов сегодня был распечатан для посыпки городских улиц, а спецтехника для их уборки - наготове. О специфике содержания дорог и тротуаров в ближайшие несколько месяцев рассказал руководитель Управления коммунального хозяйства Валерий Голубев.
- Валерий, Latvijas valsts ceļi отмечают 16 октября как начало зимнего сезона содержания дорог. То есть это определенная дата или все-таки погодные условия, при которых начинается обработка дорог против гололеда?
- С середины октября и даже раньше мы наготове. А когда фактически обрабатывать дороги, смотрим по погоде. Причем цифры на термометре – не показатель. Самое опасное – это так называемые ночные гололеды. Когда влага оседает на дорогу и замерзает, образовывая еле заметный, а оттого очень опасный слой льда.
Причем бывает так, что в 5:50 его еще нет, а в 6:30 наши сотрудники его уже зафиксировали. Или: на Новостройке нет, а в Стропах – есть. Потому что лес задерживает влагу на хвое, и при определенных погодных условиях она оседает и превращается в слой льда на проезжей части. Еще опасные места – мосты. Земля держит тепло, а проезжая часть на мосту быстро остывает, и образуется гололед.
Дежурные работники отслеживают ситуацию и при необходимости дают сигнал, спецтранспорт выезжает и обрабатывает дороги противогололедной смесью.
- А почему не делать это профилактически, например, каждый вечер при погоде, когда днем тепло, а ночью – минус?
- Ну, во-первых, это дорого. Во-вторых, неэкологично. Мы используем для обработки соль, и нет смысла посыпать ею все дороги в профилактических целях. Когда польза перевешивает вред – тогда только и применяем. В-третьих, соль работает только четыре часа. Так что посыпать ею дороги с вечера – бессмысленно. К утру эффекта от нее уже не будет.
- Говоря об экологичности - как вы оцениваете практику посыпки дорог гранитной крошкой?
- Ею мы посыпаем только тротуары, и то, смешивая с солью и песком. Камушки довольно острые: можно испортить обувь. Водители тоже едва ли обрадуются, если мы засыплем проезжую часть осколками гранита. Поэтому мы используем его преимущественно на променадах, чтобы не засорять водоемы солью, и, как я сказал, на некоторых тротуарах вместе с песком и солью.
- Валерий, а почему где-то соль, а где-то – песок и соль?
- Соль работает до минус десяти градусов. Если холоднее – то смесь соли и песка.
- От снегопада, случившегося в ночь на четверг, судя по всему, будет больше грязи и мокроты, чем непосредственно снега. Трактора для очистки улиц пока не выгоняете, верно?
- Да, только обрабатываем дороги противоголедным материалом. Особенно упомянутые мною мосты, участки дорог в лесных массивах. Где необходимо, чистим тротуары.
- Последние пару зим были довольно снежными. Не побудило ли это к увеличению автопарка, задействованного в очистке города от снега?
- Нет, на сегодняшний день, вместе с самосвалами, готовыми грузить и вывозить снег из города, доступно 34 единицы различной техники. Ее обновили, отремонтировали, подготовили к новому сезону. Непрерывные снегопады, когда тракторы несколько дней подряд чистят только первостепенные дороги, по которым ходит общественный транспорт, все-таки случаются редко. Держать ради них наготове в два раза больше спецтранспорта – дорого и недальновидно.
Тем более что техники в наличии хватает для соблюдения государственных нормативов по содержанию дорог. Для каждого класса дороги определен временной промежуток, когда она должна быть очищена. Просто нужно понимать, что в первую очередь всегда чистят первостепенные улицы, чтобы при любой погоде жизнь в городе не останавливалась, и люди могли попасть на работу и на учебу хотя бы общественным транспортом. Когда эти дороги приведены в порядок, начинается работа на второстепенных. И так далее, пока не дойдут до грунтовок. Их, как правило, чистят 3-4 раза за сезон.