Обратите внимание: материал опубликован более чем два года назад

Первопроходцы в деле о ВНЖ: «Это наша страна, наш дом»1

Первопроходцы в деле о ВНЖ: «Это наша страна, наш дом»

Даугавпилчанки Татьяна Вилькель (72), Мирослава Павлюканец (61) и Анна Соколова (68) стали одними из первых, от чьего имени Конституционный суд Латвии возбудил дело о возможном несоответствии поправок к Закону об иммиграции, принятых в сентябре 2022 года, Конституции Латвии.

Каждая из них в свое время связались с правозащитницей Елизаветой Кривцовой, которая вместе с коллегами и при участии мэра Даугавпилса Андрея Элксниньша подала тот самый иск, который сочли достаточно грамотно и правильно составленным в Конституционном суде. На следующий день после принятия решения по данному иску Конституционный суд возбудил еще одно дело по вопросу ВНЖ для жителей Латвии с российскими паспортами. Как заверил на встрече с даугавпилчанками Андрей Элксниньш, подготовлено и подано еще несколько исков от имени в общей сложности почти 30 истцов.

 

 

«Но вы – первопроходцы, вы сейчас пишете историю, и я хочу сказать вам спасибо за смелость», - обратился он к Татьяне Вилькель, Мирославе Павлюканец и Анне Соколовой. Они, в свою очередь, тоже благодарили Андрея Элксниньша и его единомышленников за помощь и защиту их интересов.

 

Каждая из этих женщин считает Латвию своим домом. Татьяна Вилькель родилась в Латвии, но ее родители переехали сюда только в 1944 году. Сделай они это на четыре года раньше, - получили бы гражданство Латвии при восстановлении независимости в 1991 году. Но по факту остались в статусе неграждан, как и их дети.

 

Татьяна говорит: «Я хорошо помню момент восстановление независимости Латвии. Конечно, я тогда это поддерживала! Это ведь моя страна. Куда ни ездила по жизни, а прибываешь на вокзал в Даугавпилс, выходишь из поезда, и прямо воздух другой здесь: свой, родной.

 

Мне очень обидно, когда сейчас молодые политики говорят, что это их страна, а я здесь – иностранка. Так и хочется спросить, сколько лет они прожили в Латвии. Явно поменьше моего...»

 

Первопроходцы в деле о ВНЖ: «Это наша страна, наш дом»

 

Мирослава Павлюканец – уроженка Беларуси, но в школу пошла в Даугавпилсе. Брат и сестра, живущие в Беларуси, в свое время стали для нее одной из причин, почему она приняла российское гражданство. С паспортом РФ не нужна была виза для поездок к родным. «Думала ли я когда-то вернуться в Беларусь? Нет, конечно! Латвия – моя страна. Здесь вся моя жизнь прошла», - говорит Мирослава, которая, пережив 11 наркозов, имея группу инвалидности, теперь пытается самостоятельно восстановить в памяти латышский язык. Когда работала в торговле, конечно, отвечала покупателям по-латышски, но на этом языке к ней в Даугавпилсе обращались редко. А теперь и вовсе, считай, заново все нужно учить. Одна знакомая Мирославы Павлюканец уже четыре раза безуспешно пыталась сдать экзамен по латышскому на А2, да и сама она, хоть и учит язык по материалам, которые ей распечатала дочь, считает это дело безнадежным.

 

Анна Соколова приехала в Даугавпилс из Беларуси, чтобы работать на заводе Химволокна. «Мое фото висело на доске почета, у меня были правительственные награды, обо мне писала республиканская пресса. В то время я ощущала себя частичкой своей страны - Латвии. Когда Латвия становилась независимой, говорили, что всем дадут гражданство. И мы поддерживали это решение! А в итоге стали людьми второго сорта…» - говорит Анна.

 

Приняв в 2008 году российское гражданство, она получила возможность без виз и страховок ездить в Беларусь к своим престарелым родителям. Когда папа умер, она решила забрать маму в Латвию. Говорит, что прошла все круги ада, доказывая, что может обеспечивать маму и ухаживать за ней. «Когда ей уже было 90 лет, и она была лежачей, не выходила из дома, решили подать на получение постоянного ВНЖ. И тут оказалось, что надо сдавать латышский язык! Я говорю, у мамы 30% зрения только! А они мне: «А слух? Хороший? Одевайте наушники и пусть учит язык на слух!» - вспоминает Анна Соколова.